Когда мы собрались в кино на этот фильм, я уже была полна ожиданий. «Такого кино больше не снимают …» — прочитала я короткий и многообещающий отчёт в интернете. «Ему почти дали “Оскар”, как лучшему фильму, но их кто-то обошел. А жаль!» — велись пересуды все в том же интернете. В общем, отправились мы на показ уже под самый конец проката, но накачанные самыми высокими ожиданиями.
Оправдались ли эти ожидания? И да, и нет. Фильм оставил о себе очень противоречивое впечатление, которым я хотела бы поделиться.
Когда я только вышла из кинотеатра, признаюсь, эмоции буквально переливались через край. Какая яркая картина! Какие великолепные актеры! Какие красивые музыка, костюмы, декорации… Сюжет очень простой и трогательный: он – талантливейший музыкант, фанат классического джаза, мечтающий открыть свой джаз-клуб, она – мечтающая стать звездой начинающая актриса, временно подрабатывающая баристой в кафе на киностудии и вечерами пишущая пьесы. Они влюбляются друг в друга и поддерживают друг друга на пути к своим мечтам.
Казалось бы, простой и незамысловатый сюжет, но он такой нежный, невероятно романтичный и увлекательный! Никаких взрывов, насилия, предательства. Только тепло, красивые закаты, легкий юмор и хорошая музыка. Конечно, в фильме присутствуют и конфликт, и драма. Но все это подано в лучших ретро-традициях, когда ты знаешь: в конце все будет хорошо. Среди множества плюсов фильма и обаятельная пара — Райан Гослинг и Эмма Стоун, ламповое очарование картинки и, конечно, традиционный позитивный посыл: верь в мечту, стремись к ней и у тебя все получится!
В общем, по моему личному мнению потратить вечер на этот фильм определенно стоит. Он даст возможность приятно отдохнуть и оставит после себя чувства теплоты и нежности. Но можно ли его считать лучшим фильмом года? Заслуживает ли он встать в один ряд с шедеврами? Станет ли он фильмом, который захочется пересматривать вновь и вновь? Этот фильм собрал невероятное количество наград (6 Оскаров, 7 Золотых глобусов, и т.д.), заслужил ли он их?
Тут открывается «вторая нота» впечатлений. Когда я задала себе эти вопросы, то почувствовала некоторое разочарование. Ответ был скорее отрицательным. Флер влюбленности, который окутывает первые несколько часов после просмотра фильма, улетучивается и ты понимаешь: он чертовски хорош, но это не шедевр! Для шедевра ему, как минимум, не хватает уникальности.
Все эти награды объяснить совсем не сложно. Если разложить «Ла-Ла Ленд» по полочкам, то становится ясно, что режиссер, сценарист и прочие, причастные к созданию фильма личности, открыли некую «хрестоматию для Оскароносного фильма» и готовили свой продукт по готовому рецепту. Незатейливый и милый сюжет, красивая картинка, хорошая музыка и блистательные актеры. Это все здорово, «браво!», и т.д. Я не кинокритик и не профессионал в области киноиндустрии. Я – тот самый простой смертный, который отдал кинотеатру кровные рубли за этот фильм. И я спрашиваю: «А нового-то что? Я ведь все это уже видела! И не раз!»
Мюзиклов и музыкальных кино Голливуд породил и продолжает порождать на любой вкус и цвет от классического «В джазе только девушки» до современного и мрачного «Суини Тодда», от незамысловатого «Плаксы» до глубоко драматичных «Отверженных», от ярких и романтичных «Грязных танцев» до кровавой и пугающей «Генетической оперы». А если мы возьмём вообще весь мировой опыт, то… Ну вы поняли. ))
Может, кто-то проникся духом ретро, пронизывающим эту киноленту? Но в 2016 году выходил великолепный фильм «Да здравствует Цезарь», в котором применялись все эти ретро-штучки, которыми наполнен «Ла-Ла Ленд»: ламповое изображение, антураж в стиле тыща-девятьсот-каких-то годов и дружные песни с танцами и чечеткой на разных поверхностях. Вообще, хочу заметить, что оно ( это самое ретро) широкими и очень уверенными шагами возвращается в жизнь! И начал это возвращение отнюдь не «Ла-Ла Ленд». Это кино уже вошло в модную струю, будучи уверенным в успехе. Даже Райан Гослинг уже успел засветиться в фильме с ретро-бэкграундом: в 2016 году вышел отличный фильм «Славные парни» с ним и Расселом Кроу в главных ролях.
Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь» (2016)
Кадр из фильма «Славные парни» (2016)
Фильмов, основа сюжета которого – мечты и стремление к ним, уже отснято ну ооооочень много! На любой вкус и цвет! Простые, как пять рублей, «Блондинка в законе» и «Вид сверху лучше», про то, как сексуальная женщина с ненатуральным цветом волос и любовью к обтягивающим костюмам добивается успеха на профессиональном поприще, а перед титрами горячий красавец обжигает ее поцелуем. Основанные на более-менее реальных событиях истории успеха, как в случае с фильмом «Социальная сеть». Глубокомысленные и печальные, как «Достучаться до небес». Мало ли их было? Мотив, конечно, прекрасен. Но нового в нем нет ничего.
Я не утверждаю, что сценаристы из Голливуда занимаются плагиатом с аниме. Но лично меня, как зрителя, это сходство удивило.
Вот вам еще любопытное видео, демонстрирующее нам отсылки на классические мюзиклы в «Ла-Ла Ленд». Что это? Талантливые пасхалки для внимательного зрителя или банальное покадровое копирование? Забавная игра для искушенных любителей кино или способ взять все лучшее, чтобы не тратить силы и время на придумывание своего?
Подводя итоги, повторюсь: фильм стоит времени, которое вы потратите на просмотр. Он очень талантливо сделанный, красивый и чарующий. Даже могу сказать, что упустить такой фильм жалко. Однако, я вовсе не уверена, что буду смотреть его во второй или в третий раз. Как не уверена и в том, что под фразой «Такого кино больше не снимают» не имеется в виду, что «такого кино» отснято уже довольно. Да, «Ла-Ла Ленд» взял все лучшее у Голливудской киноиндустрии. Но лично мне не хватило новизны. Может, я не права? Буду рада узнать ваше мнение и жду комментариев!