Если вам надоели шаблонные истории с однотипными персонажами, вы хотите чего-то приключенческого, фантастического и даже местами сюрреалистического, предлагаем познакомиться с романом Нила Геймана «История с кладбищем».
— Повторяй за мной: есть живые и мертвые, дневной народ и ночной, упыри и туманные твари, горные охотники и псы Господни. И те, кто ходит сам по себе.
Это удивительная история мальчика, чью семью одной тёмной ночью убил неизвестный мужчина. Самому мальчику (младенцу, недавно научившемуся ползать) чудом удалось спастись и найти убежище на старом кладбище неподалеку. Там его взяли под опеку местные призраки и туманная личность по имени Сайлес. Мальчик получает имя Никто (Никт) и фамилию Оуэнс, принадлежащую семейной паре, которые умерли старыми и бездетными и первыми предложили «усыновить» живого малыша, преследуемого убийцей. Мальчик остается жить на старом кладбище: растет, играет, обретает друзей и получает какое-никакое образование.
По сути этот роман — оригинальное переложение истории Маугли. Но вместо говорящих животных румяную кроху воспитывают мертвецы. И да, всё это именно так своеобразно, как звучит, хотя не так мрачно. Мрак в произведении, к слову, очень даже тёплый и пушистый — в лучших традициях Тима Бертона.
Вообще, это произведение позиционируется как детское. Но оно такое многомерное, динамичное и необычное, что будет интересно читателю любого возраста. Пожалуй, взрослым даже больше, ведь взрослый человек увидит больше отсылок и подтекста.
…всегда были люди, которым жизнь кажется настолько невыносимой, что они видят лишь одно решение: ускорить свой переход на новый уровень существования.
— То есть они себя убивают? – спросил Никт. Любознательный и большеглазый, для своих восьми лет он был весьма неглуп.
— Именно так.
— И это им помогает? Они делаются счастливее после смерти?
— Иногда. Чаще – нет. Они как те люди, которые думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берёшь себя с собой. Если ты понимаешь, о чём я.
Очень интересно автор описывает персонажей: мрачного, но доброго Сайлеса, одновременно холодную и заботливую мисс Лупеску, хлопотливую и любящую пару Оуэнсов… Нил Гейман взял довольно избитый мотив особого мира посмертия и мистики (сколько за последние десятилетия выпускалось книг о вампирах, призраках и оборотнях? Сотни, тысячи, миллионы!), но сумел привнести в него что-то абсолютно особенное. Исключительно оригинально выглядит его описание мира упырей — безумных тварей, поедающих человеческую плоть. Они живут в странной параллельной реальности, вход в которую осуществляется через «упырью дверь» — могилу, выделяющуюся на кладбище сильной запущенностью. Автор предлагает читателю сюрреалистический пейзаж пустыни с багровым небом, с гигантской отвесной стеной, состоящей из этих заброшенных могильных камней, ведущую к Гульгейму – городу, отстроенному неизвестным народом, захваченному и населяемому упырями.
К подаче «традиционных» мистических существ — вампиров и оборотней — автор тоже подходит очень оригинально. И нет, у него они не светятся на солнце… Вампира, присутствующего в повествовании, автор прямо им не называет, наделяя лишь косвенными атрибутами: он живет в ночи, мрачен и загадочен, он может общаться с людьми (и даже кое-что внушать им) и его нельзя сбить насмерть машиной. При этом автор в принципе не поднимает вопрос жажды крови, который обычно является определяющим в описании вампиров. А оборотни в мире Нила Геймана не являются рабами своей трансформации и даже не причисляются к нечисти. Они именуют себя «псы Господни», полагая, что способность трансформироваться в огромных волков им подарил Создатель, и за это они обязуются преследовать и гнать преступников до ворот Ада.
Антагонисты у главного героя тоже очень оригинальные. Это орден Джеков-на-все-руки-мастеров, что является какой-то просто безумной игрой слов и смыслов. Но я не стану на этом останавливаться, чтобы не проспойлерить что-нибудь интересненькое.
В целом, «История с кладбищем» — это увлекательная и необычная история, где, с одной стороны, мальчик, погружённый в нестандартную среду, растёт, находит друзей, узнаёт загадочные подробности из своего прошлого и пытается идти вперёд — к будущему. С другой стороны, в обёртку из детской книги Нил Гейман завернул множество интересных мыслей о том, что есть жизнь и смерть и что значит жить по-настоящему.
Но там, снаружи, целый мир: море, острова, кораблекрушения и поросята. То есть всё, чего я не знаю.
Роман «История с кладбищем» — пример качественной фантастической прозы, где хорошо и необычно продуманный мир сочетается с яркими и запоминающимися персонажам, лёгким стилем повествования и прекрасными вечными ценностями. В общем, категорически рекомендуется к прочтению, если хочется приятно провести вечер-другой, отдохнуть и умом, и сердцем.