Гарри Поттер и Недетские вопросы

Сегодня исполняется ровно 10 лет с того памятного дня, когда в Великобритании вышла в свет книга «Гарри Поттер и дары смерти», завершающая цикл романов о мальчике, который выжил. Конечно, в Россию он добрался чуточку позже – в октябре. Но так ли это важно?

Я знаю массу людей, которые буквально выросли вместе с этой книгой (и я — одна из них), кто почерпнул из нее много важных и ценных уроков — о дружбе, любви, взаимовыручке… 10 лет. Десять! Как же, оказывается, это было давно… Давайте в честь праздника вспомним об этом эпохальном цикле романов, и подумаем, так ли просты эти детские сказочки о волшебниках?

«Гарри Поттер» — это цикл романов, который, по моему разумению, следует начинать читать лет в 11-13, залпом штурмуя первые 2-3 книги, в затем осваивать примерно по 1 книге в год, чтобы 4-5 книги пришлись на лет 15-16, а 6 и 7 на 17-18. Тогда уровень эмоциональной и смысловой наполняющей будет подниматься пропорционально развитию читателя. Ведь чем поражает и покоряет история Гарри Поттера? Тем, что он начинается как добрая и веселая детская сказочка про мальчика — волшебника и его друзей, а заканчивается описанием кровавой гражданской войны. Она постепенно «зреет», перерождаясь из забавы во взрослый разговор. Это как восточный танец с покрывалами: Джоан Роулинг демонстрирует публике нечто сказочное, очень яркое и прикольное, похожее на именинный торт, а затем начинает стаскивать с этого розовые покровы оптимизма. И начинает выясняться всякое о предательстве, ложных обвинениях, самопожертвовании, невосполнимых потерях… А ещё о рабстве, ущемлении прав, эксплуатации, расизме, фашизме, и т.д.

Как много серьезных мотивов и мыслей завернуты в обертку детской сказки в этой серии книг? Давайте попробуем разобраться!

Гарри Поттер и Третий рейх

В центре истории – противостояние Гарри Поттера и Лорда Воландеморта (приспешники идут в комплекте). Изначально антагонист подается как страшный и мрачный дядька, перепугавший все магическое сообщество, который убил кучу народа, включая родителей главного героя, но его мотивы нам не очень ясны. Он представляет собой классическое чисто-черное зло из детских книжек. Плоское как лист бумаги и мрачное как похоронный марш. Но по мере развития сюжета мы узнаем множество подробностей о его прошлом, интересах его приспешников и общей идеологии его движения.

И тут-то выясняется, что народ эти ребята режут не просто так, а весьма конкретно — тех, кто не обладает «чистотой» кровью. Они разделяют общество на «чистокровных магов» и «грязнокровок». Последние, соответственно, являются отбросами и по мнению Лорда и Ко ничего хорошего в этой жизни не заслуживают. Соответственно, следуя их логике, все «чистокровные» — высший сорт, который должен править миром. А «грязнокровки» и магглы должны подчиниться им или сгинуть.

Эта мысль очень интересно воплощается в скульптурном изображении, которое появляется в сердце магического мира Англии – Министерстве магии, кода прихвостни Воландеморта получают власть. В главном холле устанавливается монумент, где  фигура мага стоит на людях – магглах. Именно там, у ног «чистокровного», по мнению Пожирателей смерти и их предводителя, и находится их законное место.

Основание памятника «чистокровным» магам, установленного в Министерстве магии в момент правления Пожирателей смерти. Реквизит из экранизации.

Разделение общества на «сорта», с требованием исключительных прав для одних и отсутствия каких-либо прав для других… Причем деление, которое основывается на прихоти рождения, включающее некоторые признаки евгеники. Где-то это уже было…

Ну и, конечно, куда без диктатуры? Ближе к концу истории, когда на непродолжительное время Лорд и Ко получают власть, там начинается настоящий парад репрессий! Сфабрикованные обвинения, массовые посадки, подвалы с допросами, пытки, и т.д. Так постепенно из абстрактно-злого дядьки Лорд Воландеморт превращается в конкретного руководителя конкретного идеологического движения.

Для усиления эффекта узнавания, автор сообщает нам, что предыдущая попытка установления диктатуры «чистой крови» (руководителем которой был близкий друг Дамблдора – Гриндевальд) закончилась провалом в 1945 году.

Гарри Поттер и Политическая агитация

Повествуя об установлении режима Лорда Воландеморта и начале противостояния, Джоан Роулинг постепенно добавляет все больше и больше реализма. Ее злодеи – это не плоские куклы, которые просто плохие и просто убивают, потому что прикольно. Нет. Их жестокость последовательна и логична. Они используют террор, захват заложников, пытки, не просто получая от этого садистское удовольствие (хотя и не без этого), но извлекая из этого максимальную пользу. Несмотря на установление диктатуры «чистокровных» магов, в рамках которой все остальные – говно, они несколько поступились гордостью и пригласили в свой «кружок» оборотней, чтобы те душили партизан по лесам. Очень удобно, правда? И вся эта правдоподобность делает картину гражданской войны еще более душещипательной и пугающей.

Одним из важных инструментов, который использовал Воландеморт и его коллеги – это банальный PR и пропаганда в разных ее формах. Всю дорогу они создавали вокруг себя очень и очень грамотный информационный фон. Помните, как министерство было уже почти в руках у Пожирателей смерти, а министр магии так и не верил, что Лорд Воландеморт вернулся? Вообще многие поверили в его возвращение только тогда, когда он персонально пришел им по щам надавать. Публике, особенно правящей верхушке, очень успешно отводили глаза.

А как вам выверт с представлением Гарри Поттера как врага №1? Какая была мощная агитация! Какой размах печати! А невероятное количество статей Риты Скитер – скользкой репортерши, так умело и потрясающе жонглировавшей фактами, что в мгновение ока непогрешимый Альбус Дамблдор был очернен и превращен в распоследнего гада? Она находила такую грязь, так извращала любые заявления, что любой желтушник обзавидуется.

Роулинг демонстрирует, как ловко государственный аппарат использует СМИ для манипуляции общественным мнением и внушения нужных ему позиций. И в целом эта история учит нас, что заявления прессы, даже официальной и «авторитетной», нельзя воспринимать как истину. Ты никогда не знаешь, в какой момент, кто и зачем будет подтасовывать факты, старательно и умело водя тебя за нос.

Гарри Поттер и Борьба с рабством

Роулинг описывает целый биологический вид – домовых эльфов, которые являются разумными существами, но вынуждены находиться на бесправном положении у людей-магов, выполняя грязную работу. При этом, в случае неповиновения, они могут подвергаться телесным наказаниям и даже быть убитыми своими хозяевами.

Стена, украшенная головами домашних эльфов в бывшем доме Блэков (пл. Гриммо, 12)

Причем, на том, как ужасно и несправедливо их положение, автор серии книг заостряет сама. Она вводит персонажа Добби – доброго и свободолюбивого домового эльфа, который мечтает сбросить оковы рабства. Добби становится другом главных героев, пытается ценой собственного здоровья и жизни помешать своему хозяину причинить им вред, и, в конце концов, получает долгожданную свободу. Очень трогательная история об избавлении от рабства. Но дальше-то что?

Дальше Добби попадает в среду других рабов – домовых эльфов, обслуживающих Хогвартс. Я помню, как меня изумил этот момент, когда автор будто сбрасывает розовую пелену с этого волшебного мира. Все это время она описывала просторный общий зал, где дети радостно поглощали свои завтраки, обеды и ужины – целые пиры из множества яств. И никто из них потом не шел дежурить по столовой. А грязная посуда исчезала как по волшебству! Потом же выяснилось, что это волшебство – дело рук огромного количества домовых эльфов. Содержащихся в рабских условиях при школе магии. Бах! И все это выглядит уже не так весело и мило, да?

Когда этот факт всплывает наружу, за дело берется интеллектуальное ядро компании главных героев – Гермиона Грейнджер – ум и совесть этого предприятия. Она разворачивает нешуточную борьбу за права трудящихся эльфов, призывая освободить их из рабства. Девушка день и ночь вяжет для них одежду (наличие одежды символизирует у них свободу), занимается агитацией как среди эльфов, так и среди студентов и педагогов школы. До сих пор не очень понимаю, почему автор подавала довольно тяжелую тему борьбы с рабством в таком откровенно юмористическом ключе.

Гермиона Грейнджер, несмотря на свой блистательный ум, оказывается неспособна понять, почему никто не хочет вступать в ряды ассоциации с названием ГАВНЭ с обязательным ношением значков с этим словом. Слово-то это, конечно, аббревиатура, за которой прячется благородная расшифровка — Гражданская Ассоциация Восстановления Независимости Эльфов. Но мисс Грейнджер, как заговоренная, отказывается видеть в этом какой-то юмор или неуместность. С чего у неё случился такой затуп — неясно… Но над ней все потешаются, и складывается общее весьма конкретное представление о социальных активистах: они не в себе. Вывод этот довольно неприятен. Как и факт того, что усилия её ни к чему толком не приводят. Оказывается, что эльфы в гробу видели эту её свободу. Их полностью устраивает их рабское положение и судьба до конца дней своих исполнять грязную работу и подчиняться чужой прихоти.

Мне казалось, что эта история закончилась компромиссом: эльфы продолжили жить как жили, но Хогвартс назначил им некое жалование, переведя из рабов в «пролетарии». Но сейчас, когда не имея перед глазами книги, я полезла перепроверят эту информацию в интернет, я этого не нашла. Все справки заканчиваются на том, что эльфы свободы не захотели, и Гермиона просто так потратила кучу времени и душевных сил. Вообще, это прям мечта капиталистической системы: иметь целую касту существ, которые настолько рабы, что свободу воли и действий воспринимают как позор, и которые готовы выполнять что угодно, жить где и как попало, не имея своего мнения и потребностей. Блин… идеальные избиратели!

Интересно было бы поразмышлять на тему их мотивов. Их-то Роулинг никак не описывает. Но, возможно, именно в причинах, по которым эльфы выбирают бесправное существование вместо свободы, и кроется самый интересный вопрос… Увы, боюсь, это тема для целой отдельной статьи. (Редакция: Ещё можно вспомнить, что в основе рабского положения что эльфов в произведении Роулинг, что реальных рабов и пролетариев в современном мире, лежат экономические взаимоотношения, без коренного изменения которых любая активистская деятельность не способна изменить ничего.)

Гарри Поттер и Социальные меньшинства.

Как много авторов прямо и аллегорически, пользуясь аллюзиями и другими средствами выразительности, описывали проблемы самых разнообразных социальных меньшинств. Проблемы инвалидов, сирот, наркоманов, геев и любых других групп людей, ущемленных в правах и возможностях, подвергающиеся агрессии со стороны социума, — очень благодатная тема для размышления. Но на мой взгляд, никто не подходил к этому с таким яростным креативом как Джоан Роулинг. Она ввела самого невероятно страдающего представителя меньшинства – оборотня Римуса Люпина. Он ущемлен в правах, он гоним и презираем обществом. Если кто-то узнает, кто он, его, скорее всего, просто убьют. При этом он действительно представляет собой угрозу как для общества, так и для самого себя.

Мешает ли это ему быть хорошим гражданином? Вести полноценную жизнь? Быть великолепным, понимающим и чутким учителем? Хорошим мужем и отцом? На все сразу ответ – нет. Римус Люпин – они из самых добрых и проницательных персонажей истории. Он сострадателен, честен и подкупает своей открытостью и теплотой. Но раз в месяц он может перерезать деревню, если, конечно, не выпьет лекарство и останется без должного присмотра. И, казалось бы, общество, люди, очнитесь! Сделайте там какую-нибудь ассоциацию реабилитации оборотней. Обеспечьте им хороший медицинский уход и качественный надзор, и больше никто не пострадает. А сами оборотни, перестав сучиться от общественного давления, перестанут отвечать людям откровенной агрессией (как в случае с бандой Сивого и тех, кто примкнул к Воландеморту). Но нет… Это же не наш путь.

Подводим итоги

В мире выдуманном Роулинг мире все не то, чем кажется. У каждого ящика — два дна. Вот, чему в первую очередь учит нас «Гарри Поттер». Буквально каждый персонаж с течением истории раскрывается с совершенно неожиданной стороны. Смешной и застенчивый Невилл оказывается настоящим героем, отважным и готовым к самопожертвованию, с душераздирающей печальной историей. Жизнь холодной, хлопотливой и комичной тётушки Петуньи оказывается отравленной завистью и ревностью. Она прожила жизнь с чувством несправедливости, давившем на неё: судьба наградила сестру даром, а ее — нет, а в добавок еще и повесила на шею раздражающего племянника. А уж над тем, чем оказывается Северус Снегг, не рыдал только бессердечный.

Роулинг бросает вдумчивый взгляд на отдельных персонажей и отдельные детали, постепенно открывая читателю эпичную панораму истории потерь, любви и сложных судеб, плотно переплетенных между собой. Начиная рассказывать добрую детскую сказку, она постепенно выуживает отдельные ниточки, зацепочки, пока на глади магического повествования не проступает пугающая маска острого реализма. Мир, в котором люди машут волшебными палочками и ищут Дары Смерти оказывается ничуть не веселее и не легче того, в котором мы с вами живем. Того, где нам лгут СМИ, где мы боремся с рабством и социальным неравенством, пытаемся преодолеть предрассудки и дождаться того прекрасного дня, когда сдохнет, наконец, последняя фашистская гадина.

Джоан Роулинг талантливо завернула невероятное количество актуальных вопросов в праздничную обертку из полетов на метле, зелий и сливочного пива. И, возможно, сейчас, спустя 10 лет, настало время еще раз перечитать все эти книги и найти в них что-то новое.