Волынь

Посмотрел польский фильм «Волынь» про геноцид поляков бандеровцами на Волыни в 1943 году.

Фильм имеет очевидную антиукраинскую направленность, хотя столь же традиционно для польского кино, там поднимается тема «двух тоталитарных режимов».
Но в данном случае, тема СССР и Германии отходит на второй план и перед нами предстает картина зверств нацистских прислужников с Украины, которые, реализуя свои человеконенавистнические доктрины, уничтожали не только «жидов и москалей», но и «ляхов».

Разумеется, под соусом борьбы за «национальную свободу». Ныне же, оказалось, что «герои Украины» через одного — различные предатели, коллаборационисты, агенты нацистской Германии и соучастники преступлений против человечества. Естественно, такой фильм не мог быть встречен тепло нынешними властями Украины и бандеровцами, так как в «Волыни» довольно схематично, но целенаправленно стараются донести одну простую мысль, что «герои борьбы за независимость Украины», суть есть массовые убийцы, ничем не лучше, а местами даже хуже, нацистов.

Разумеется, польский фильм можно упрекнуть в ангажированности, так как подоплека этнического конфликта между поляками и украинцами проистекала из польской агрессии против Советской России, когда Польша выиграла советско-польскую войну, в результате чего она удержала за собой часть территории современных Украины и Белоруссии. На этих территориях естественно проводилась политика полонизации, а несогласных с этим сажали в концентрационные лагеря. Но это оправдание, которым бандеровцы часто пытаются прикрыть свои зверства, не работает, потому что очевидна полная несоразмерность произошедшего — поляки, при всей мерзотности их политики на оккупированных территориях бывшей Российской Империи, массовым геноцидом по этническому признаку не занимались. Массовым уничтожением советских военнопленных занимались (и про это полякам необходимо почаще напоминать), но вот так, чтобы целенаправленно осуществлять геноцид по этническому признаку, до этого они все же не опустились. В отличие от «героев Украины», которые по части зверств порой обгоняли даже классические нацистские подразделения, занимавшиеся массовыми убийствами.

Поэтому, в этом историческом споре поляки, очевидно, являются пострадавшей стороной. И так как факты на их стороне, основной защитной линией противников фильма на Украине стали не споры о том, что поляки врут (фактов слишком много, оспорить их невозможно), а то, что фильм «не своевременный» и «льет воду на мельницу Путина», так как подыгрывает российской пропаганде. Объяснение само по себе прекрасно — мы вас тогда немного погеноцидили, но не могли бы вы про это сейчас фильмы не снимать, потому что это выгодно России. Непредвзятый же зритель легко может провести параллели между поведением бандеровцев в 1943 году и той политикой, которую Украина проводит в отношении Донбасса и русскоязычного населения на собственной территории, даже если он практически не в курсе того, что сейчас происходит. Историческая преемственность и ее демонстрация, вот что более прочего напугало противников фильма на Украине. Им показали зеркало, в которое они заглянули, и результат им совсем не понравился.

Разумеется, поляки не повелись на предложения положить данную историю под сукно, поддержав старый тренд на осуждение бандеровщины, который, помимо подобных идеологически-выдержанных фильмов, сопровождается историями в духе разрушения памятников и могил боевикам ОУН-УПА на территории Польши. Попутно решаются задачи по поддержанию нациотворческого мифа связанного с тем, что бедную Польшу все и всегда обижали, а она белая и пушистая. Поэтому надо снимать больше фильмов про геноцид на Волыни, про Варшавское восстание или про Катынь, но избегать тем массового уничтожения советских военнопленных, агрессивных войн против Советской России, Веймарской Республики и Чехословакии, пакта с Гитлером и тому подобного. Так что при всей исторической правде фильма «Волынь» в отношении геноцида поляков украинскими националистами, не стоит забывать, что Польша тогда не была белой и пушистой овечкой, которая пострадала ни за что. Многие беды Польши проистекали от ее собственной политики, но это, конечно, никак не оправдывает совершенных бандеровцами актов геноцида.

С художественной точки зрения фильм снят неплохо — это достаточно мрачное и тяжелое кино. Второй раз вы его посмотреть точно не захотите. Различные зверства, мерзость бандеровского украинства на службе у нацистов, националистический угар на бытовом уровне и т.д. и т.п. Но, собственно, чего еще ожидать о фильме про геноцид? В целом, кино на один раз — нормальным украинцам стоит посмотреть, чтобы лучше понимать, кого у них пытаются насаждать «героями Украины». Ушибленным на голову майданом, тоже думаю будет полезно — может, что-то в голове и шевельнется.