Великая Отечественная война — один из самых страшных периодов нашей истории. Все силы и резервы были брошены на борьбу с безжалостным врагом. Причем, не только человеческие. Читая разные материалы о Второй мировой, я порой натыкалась на удивительные истории, главными героями которых были животные. Вместе с людьми они отправлялись на фронт, помогали в тылу, делали свой важный вклад в победу над врагом. И у меня зародилась идея сделать несколько тематических заметок про самые удивительные истории о животных на фронте.
И начнем мы сегодня с боевых красноармейских верблюдов.
Звучит невероятно, в чем-то даже смешно, но верблюды действительно были на фронте Великой Отечественной. А началось все в 1942 году, когда в районе Астрахани формировалась 28-ая резервная армия. У армии были орудия, а вот тягловая техника оказалась страшным дефицитом. Даже лошадей достать было негде. И тогда родилось неожиданное решение «мобилизовать» кораблей пустыни. А что? Верблюды сильнее лошадей, хорошо приручаются, прекрасно выполняют роль тягловых животных и, к тому же, довольно неприхотливы.
На улицах Сталинграда
Конечно, военные столкнулись с определенными трудностями: большинство из красноармейцев верблюдов так близко никогда не видели, а тут их предстояло вести на передовую! Стоит отметить, что многие верблюды были и вовсе дикими — выловленными в астраханской степи. Говорят, на помощь Красной армии пришли местные мальчишки-пастухи, научившие военных азам обращения с верблюдами. Так или иначе эти красивые и выносливые животные выступили на фронт, приспособившись к перевозке орудий, полевых кухонь и грузов.
По разным данным в армию было передано до 300-350 верблюдов. К сожалению, часть животных погибла на пути к Ростову при столкновении с танковой группировкой Майнштейна. Но многим удалось добраться до Ростова и перегруппироваться. При этом уцелевших верблюдов устраивали на «мирную» работу — таскать грузы и полевые кухни.
Из воспоминаний красноармейца Н.И. Малых:
«Вот верблюд тянет походную кухню. Из трубы кухни вьется дымок, варится каша, которую так ждет наступающая
впереди пехота. И вдруг воздушный налет. Фашистские стервятники утюжат нас прямо по головам. Кругом разрывы бомб. Ну, а верблюды? Они уже попадали в подобные переделки, и по команде ездовых и кухня, и безтарки галопом мчатся в сторону от дороги, где верблюды ложатся на землю, укрываясь от разрывов бомб. Наверное, это им должно напоминать жизнь в пустыне, где они сталкивались с песчаными бурями. Поэтому они закрывали глаза, вытягивали ноздри, чтобы пыль разрывов не мешала им дышать. Но вот кончился налет… Наши верблюды поднимаются и продолжают свой тяжелый путь.
Привал. К верблюду, тащившему кухню, подходит ездовой, он же повар, что%то ему не то шепчет, не то щекочет, и верблюд издает трубные звуки, возвещающие пехоте, что каша готова. И вот вереницей с передовой тянутся солдаты с котелками и термосами за едой. А верблюд? Он гордо оглядывается, солдаты его угощают сахаром
и другими вкусными вещами.»
Карикатура из журнала «Крокодил» с участием красноармейского верблюда, в подписи к которой упоминается, что верблюд работает с водовозом при госпитале и пришел путь от Волги до Восточной Пруссии
Но самыми знаменитыми «боевыми» верблюдами Красной армии были Мишка и Машка. Они служили в боевом расчете командира орудия сержанта Григория Нестерова из 902-ого стрелкового полка 284-й стрелковой дивизии девятого стрелкового корпуса.
Бойцы полка верблюдов любили и оберегали. Как писал командир полка, герой Советского Союза Г.М. Ленев:
«На открытой местности, простреливаемой фашистами, мои бойцы увидели двух верблюдов. Это были верблюды нашего полка, и я дал команду увести их в безопасное место. Бойцы с риском для жизни вывели верблюдов из нейтральной зоны и поместили их в подвал. Правда, для этого пришлось расширить вход по высоте и почти насильно втащить их внутрь. Верблюдов звали Мишка
и Машка, и они остались живы».
Мишка был крупнее и обладал спокойным характером, а вот Машка была более нервной и иногда даже могла показать норов.
Со своим расчетом эти верблюды прошли длинный и сложный путь от астраханских степей до самого Берлина. И из тянувшегося ими орудия был дан один из первых залпов по Рейхстагу! А еще один из выпущенных снарядов угоди прямо в стрельчатое окно, деморализовав державшего оборону противника.
Верблюды у Брандербургских ворот
Накануне 65-летия Победы, 8 мая 2010 года, на площади Ленина города Ахтубинск Астраханской области был торжественно открыт памятник «Мы победили!», изображающий Машку и Мишку в попонах с надписью «Астрахань-Берлин». Рядом с ними сидит боец Красной армии, похожий на сержанта Григория Нестерова, дошедшего до Победы со своими горбатыми товарищами.
Памятник «Мы победили!»
Хотя некоторые источники указывают, что попоной «Астрахань-Берлин» в освобожденном Берлине был украшен другой верблюд — самец по кличке Яшка, так же пришедший с бойцами. Он «поступил на службу» из калмыцкого села Яшкуль, от которого и получил имя. Кстати, именно Яшкино фото размещено на плакате к этой заметке.
А еще ликующие после Победы красноармейцы хотели как-то наградить необычных «артиллеристов». И начали украшать их целыми гирляндами из фашистских орденов. Н.И. Малых вспоминает, что командир дивизии приказал снять их, так как эти верблюды были достойными воинами и награждать их следовало нашими советскими наградами.
Еще одним животным, грудь которого была увешана фашистскими орденами, был козел. Причем, он предстал в таком виде перед массой людей на настоящем военном параде! Но это уже совсем другая история…