ПостАпокалипсис и АнтиУтопии уверенно обосновались в человеческой культуре в XX веке, а в XXI стали одним из самых популярных направлений в кинематографе, литературе и компьютерных играх. Удивительно, как со временем изменился взгляд человека в будущее. Если в предыдущие эпохи человек глядел в будущее с нетерпеливым ожиданием технологического прорыва, создания Рая на Земле, то сейчас мы скорее предположим ядерную зиму и смерть всего сущего. Ну или создание высокотехнологичной диктатуры… Варианты есть, но в них очень мало позитивного.
Мы боимся будущего и делаем это далеко небезосновательно. Сериал «Черное зеркало» показывает нам отражения этого возможного будущего. Он делает особенный акцент на технологиях — как существующих, так и опережающих наши. При этом сериал наглядно демонстрирует, как эти технологии способны изменять нашу жизнь к лучшему или превращать её в сущий кошмар, в зависимости от того, как и кем они будут использоваться.
Само название сериала «Черное зеркало» — это художественная отсылка к лучшему другу и спутнику современного человека — смартфону. Черное зеркало — это погашенный экран телефона, в который мы смотрим каждый день. И идея всего повествования — это отражение технологий в человеке и человека в технологиях.
О Сериале
Сериал представляет из себя антологию — набор мини-историй, не связанных общим сюжетом. Всё, что их объединяет — это сатира на образ жизни современного общества и влияние технологий на него. Также регулярно поднимаются вопросы человечности и морали. При этом истории созданы с разным подходом. В одном случае авторы отказываются от каких-либо допущений и показывают нам альтернативную реальность, чьё технологическое развитие равно нашему. В другом случае, дополняют привычный нам образ современного общества парой новых, более продвинутых технологий, радикально влияющих на социум.
Благодаря крайне незначительным изменениям образа современности с одной стороны, зритель может легко представить себя на месте действующих героев сериала, а с другой стороны, те небольшие изменения, которые всё же есть, выглядят контрастно и впечатляюще. Более того, о многих показанных в фильме технологиях мы с упоением мечтаем на протяжении последних нескольких десятков лет. Пишем статьи о том, что в недалёком будущем такие технологии будут вполне реальны и доступны. По крайней мере, многое из представленного в сериале является для меня тем, что я рассчитываю увидеть к своей старости.
Как насчёт возможности записывать и воспроизводить воспоминания на имплантат, встроенный в череп ? А идею дополненной реальности уже не только обсуждают, но и активно реализуют. Я не раз читал про пчел-дронов, которые смогут заменить настоящих опылителей в случае необходимости. Очки виртуальной реальности? А как насчёт полного погружения?
Но задумывались ли мы, какие угрозы могут нести все эти технологии, окажись они не в тех руках? А как они способны влиять на моральный облик человека?
Сериал увидел свет 6 лет назад, в 2011 году и на данный момент насчитывает 3 сезона и 12 эпизодов. В конце этого года нас обещают порадовать новым сезоном с ещё 6 эпизодами.
Не до смеха
Черное зеркало преподнесёт вам огромный букет самых разных эмоций. Благодаря тому, что серии не имеют общего сюжета и действующих лиц, каждая серия будет дарить вам новые впечатления и пищу для размышлений. Одна серия заставит вас пережить тяжелейшую человеческую трагедию и драму. Другая будет интересным детективом с неожиданной развязкой. Ужастик, триллер, боевик… Каждый раз Черное зеркало будет отражать возможное будущее под новым углом.
Но чего не стоит ждать от этого сериала, так как это юмора и комедии. Да, вы увидите много сатиры, но это та сатира, которая заставит вас задуматься о вопросах этики и морали, о том, как устроено наше общество, о том, какой выбор делаем мы сами и люди, которые нас окружают. Посмотрите серию с друзьями или близкими (старше 16 лет), и поднятые в ней вопросы станут прекрасной темой обсуждения на вечер, а может и более. «Черное зеркало» может легко вдохновить вас на творчество, быть может, вы захотите написать свою историю, а может, стать тем человеком, который привнесёт в наш мир одну из показанных в сериале технологий.
Как вы догадываетесь, один из основных вопросов, который поднимается на протяжении всего сериала, является вопрос о том, «кто совершает убийство, пуля, или человек спустивший курок». То есть: опасны ли технологии самим своим существованием, или они представляют угрозу только когда оказываются в «не тех руках»? Способны ли они вызвать нездоровый ажиотаж и превратить людей в моральных уродов, или человек изначально гнилая тварь, раз способен превратить прогресс во зло?
Мы боимся будущего, но что именно пугает нас, технологии, способные сделать нашу жизнь лучше, или люди, способные благодаря этим технологиям превратить её в кошмар?
Сериал с «фильтром» (бонус со спойлерами)
Несмотря на тяжелое повествование, острые вопросы, драму и прочие атрибуты интеллектуального кино, «Черное зеркало» — это еще и просто очень интересное шоу. Скрепя сердцем его даже можно назвать развлекательным. Качественная картинка, отличные актеры, великолепные сценарии — все слагаемые качественного теле-продукта на месте… И мысль об этом невольно заставляет меня провести аналогию между сериалом и одним из его эпизодов — «15 миллионов заслуг» (1 сезон, серия 2).
В ней молодой человек, разочаровавшись в мире, прорывается на телевизионное шоу, хватает кусок стекла и, угрожая самоубийством в прямом эфире, заставляет зрителей выслушать себя. Он произносит пламенный монолог о том, что все вокруг — фальшивка, что люди стали черствыми, и сумели извратить абсолютно все, что их окружает. Он критикует общество, систему и современную мораль. В ответ зрительный зал разрывается аплодисментами: все согласны с ним… И ему предлагают авторское ток-шоу, где он на камеру продолжает произносить свои пламенные речи в плановом порядке, приставляя к горлу кусок стекла, который после эфира возвращается в специальную обитую бархатом коробочку.
Нет ли в этой серии иронии «Черного зеркала» над самим собой? Ведь это популярный медиа-продукт, коммерчески успешный проект, одна из целей которого показать, что все медиа-продукты имеющие коммерческий успех — это приземлённое развлекалово, в котором, как правило, не поднимаются по-настоящему важные для людей и общества вопросы…
В прочем, совсем уж махровых зрителей, любящих красивые картиночки и фантастику, и мастерски закрывающих глаза на острые проблемы, сериал отфильтровывает еще в самом начале. Ведь того, кто ищет веселья, не позабавит вид мужика, насилующего свинью.