Помогают ли игры для «тренировки мозга» принимать верные решения?

В последнее десятилетие особую популярность обрели коммерческие сервисы для тренировки мозга, которые предлагают пользователям якобы «улучшить когнитивные способности с помощью особых игр, задействующих такие функции, как память, внимание и гибкость восприятия».

Но исследование, недавно проведённое в Пенсильванском университете (University of Pennsylvania), показало, что такие коммерческие программы для тренировки мозга, как Lumosity™, не только не влияют на механизм принятия решений, но и вообще не оказывают воздействия на когнитивные функции, кроме ускорения решения предложенных программой задач.

Результаты работы были опубликованы в издании The Journal of Neuroscience.

Команда исследователей из Пенсильванского университета искала доказательства тому, что некоторые практики могут помочь людям, желающим покончить с нездоровыми привычками, например, с курением или перееданием.

Предыдущая работа руководителя нового исследования доктора Карин Лерман (Caryn Lerman) показала, что изучение отделов мозга, участвующих в процессе самоконтроля, позволяет предсказать, сможет ли человек бросить курить и не вернётся ли к этой привычке. Эти результаты и стали основанием для нового исследования. Теперь учёные задались вопросом, можно ли, стимулируя эти отделы при помощи программ для тренировки мозга, способствовать изменению этих привычек.

Исследователи знали, что люди с более сильными когнитивными способностями склонны принимать менее импульсивные решения в заданиях, где требуется выбирать между отсроченной большой наградой и мгновенной, но небольшой. Они также знали, что это поведение регулируется структурами, которые находятся в дорсолатеральной префронтальной части мозга. Было известно, что эти мозговые структуры вовлечены
в выполнение таких заданий, которые предлагает Lumosity™ и подобные сервисы.

Один из соавторов работы доктор Джозеф Кейбл (Joseph Kable), доцент кафедры психологии в Школе науки и искусств (School of Arts & Sciences), отметил: «Логично предположить, что, если вы тренируете когнитивные способности и изменяете активность этих частей мозга, вероятность импульсивного поведения также изменится».

Исследователи набрали две группы молодых здоровых людей, по 64 человека каждая. Одна группа должна была следовать тренировочной программе Lumosity™: играть в предложенные игры по 30 минут в день, в течение 10 недель пять дней в неделю. Вторая группа должна была играть в обычные онлайн-видеоигры, следуя тому же расписанию. Обеим группам сообщили, что целью исследования является изучение того, действительно ли видеоигры улучшают когнитивные способности и изменяют схемы принятия решений.

Затем добровольцам предложили пройти серию когнитивных тестов, не входивших в тренировку, чтобы проверить, повлияла ли она на механизмы принятия решений, в частности, на способность отказываться от небольших немедленных вознаграждений в пользу отсроченных, но более крупных, а также на привычку выбирать награды, вероятность получения которых выше. Оказалось, что эти механизмы у проходивших когнитивный тренинг остались без изменений.

Что же касается когнитивных способностей добровольцев, то они несколько улучшились, но улучшение это было примерно одинаковым в обеих группах — и среди тех, кто играл в «умные» игры, и среди тех, кто играл в «обычные». Уменьшилось только время, требуемое на выполнение игровых задач.