Ценность современной художественной литературы достаточно часто ставится под сомнение. Романы Дарьи Донцовой, книги для девочек из эпопеи «Пятьдесят оттенков серого» обесценивают появление новых хороших произведений. Однако, как всегда, под горой снега можно обнаружить хоть один подснежник.
На первый взгляд, книга молодого писателя Владимира Коваленко может заинтересовать лишь избранную аудиторию. У нее небольшой объём, небольшой тираж в не самом известном издательстве, но именно это по-своему отражает идеи автора. В тех условиях, когда жанр антиутопии воспринимается исключительно как основа для подростковых фильмов а-ля «Голодные игры» и «Дивергент», книга молодого петербургского писателя оказывается крайне интересной. Вы привыкли к героям-одиночкам, меняющим сюжет под себя, ломающим систему и добивающимся всего несмотря ни на что? Забудьте о них. У Коваленко нет практически ни одного однозначного персонажа. В книге вообще нет центрального героя. Сюжет строится вокруг историй нескольких людей, сталкивающихся с различными сторонами мрачного будущего, описанного автором.
В классических сюжетах «1984» или «Эквилибриума» мощное тоталитарное государство диктует подданным не только политическую повестку, но и сам образ мыслей. «Спокоен среди бурь» предлагает непривычную для канонов жанра трактовку. В книге Коваленко тоталитарным «хозяином» выступает само общество и его культура. Тема «общества потребления» сразу направляет нас к идеям Герберта Маркузе, изложенных в «Одномерном человеке», где тоталитарным является позднее капиталистическое общество, зацикленное на постоянном потреблении. При этом Коваленко не скатывается в откровенную идеализацию прошлого, подчёркивая некоторые достижения описываемого порядка. В его книге переплетаются несколько жанров: от мелодрамы до весьма суровой драмы в псевдодокументалистском стиле. Любовная линия одного из героев не является двигателем сюжета, она лишь помогает раскрыть особенности мрачного мира будущего, мира, где часть людей стала рабами своих желаний, в то время как другие не знают, как смогут пережить ближайшую зиму.
Разные персонажи данного произведения олицетворяют различные социальные группы, раскрывают их маленькие миры на фоне мрачного образа будущего, описанного автором. Особенно хочется отметить научный мир, наиболее близкий автору в связи с его научной работой в рамках обучения в СПбГУ. В книге мир науки представляет старый преподаватель, пишущий работы и участвующий в дискуссиях по философии в то время, когда практически никто не проявляет к нему интереса. Отчасти этот образ может характеризовать и нашу жизнь, когда учёные и преподаватели вынуждены работать за копейки при полном безразличии государства к научной и образовательной сферам.
Безусловно, в книге присутствует большое количество отсылок к современной культуре, начиная от бесконечных фильмов-конвейеров до чрезмерной зависимости населения от гаджетов. Однако, присутствуют и отсылки, заметные далеко не сразу, что лишь подогревает интерес к столь редкой в наше время тематике. Сама книга не даёт ответов на поставленные ею вопросы, она заставляет искать их самостоятельно. Как выразился в коротком описании Борис Кагарлицкий: «Никакого хорошего конца и выхода автор не предлагает: его должны искать сами читатели в реальной жизни».
Автор — Сергей Ребров