Мутная башня

На днях на большие экраны вышел фильм «Темная башня» по одноименному роману Великого и Ужасного Стивена Кинга. Ознакомившись с этой кинолентой, спешим поделиться впечатлениями.

Важный момент: с исходным литературным произведением я к несчастью (или счастью?) не знакома. Поэтому оценить кино с точки зрения качества перенесения литературных персонажей, попадания в сюжет и атмосферу я не смогу. Фильм оценивается мной как самостоятельный продукт. Но если вы читали книгу, буду рада узнать ваше мнение в комментариях.

Весь сюжет фильма построен на идее, что параллельно с нашим миром существует другой, в котором постапокалиптическая эстетика соседствует со слабовыраженным колдунством, обитают некие мрачные твари, маскирующиеся под людей, и стоит Тёмная башня, излучаемая энергия которой защищает вселенную от тьмы и демонов. Собственно, если её уничтожить, вселенная обратится в хаос.

Безобразные твари под предводительством сильного и эмоционально неуравновешенного колдуна (в исполнении Макконахи) пытаются разрушить башню методом засовывания в волшебный агрегат детей с «сиянием» (потенциальной магической силой).

Им противостоят два главных героя — стрелок Роланд (постапокалиптический эквивалент Блейда с тяжёлой судьбой и множественными душевными травмами) и мальчишка, который сначала долго мучился кошмарами про башню и вот это вот все, которого чуть было не сцапали орки [зачеркнуто] прихвостни злого колдуна, и который, в итоге, нашёл Стрелка и пошёл спасать мир.

Почему-то (сама не знаю, почему) я решила, что меня ждёт эпическое зрелище. Я ожидала увидеть фантастическую борьбу светлых и тёмных сил, пафосные батальные сцены и впечатляющие панорамы иного мира. Да, в целом я ожидала что-то типа «Властелина колец», где Фродо — крутой чернокожий снайпер. Х)

Если идти на фильм с такими ожиданиями, то сильно разочаруетесь. Как мне показалось, почти весь фильм снят на средних и крупных планах, общих панорам за всю дорогу 1,5 – 2 шт., по-настоящему интересных локаций – 2 шт.. Фильм оставляет ощущение сжатости в пространстве, простоты и визуальной незавершенности. Целостной картины красивого необъятного мира не складывается никак. Все скупо и куцо: башня, бараки, кусок леса, Нью-Йорк.

Персонажи тоже не очень-то эпичные: про Стрелка все время говорят, что он такой несчастный, но по сути он ходит «морда сапогом» и ворчит какую-то ерунду. Драма его преимущественно остаётся на словах. Ребёнок — типичный малолетний герой-спаситель: активный, побуждающий других к подвигу, чистый душой, самоотверженный, и проч. Ничего нового, что могло бы хоть как-то выделить его на фоне тысячи таких же мальчишек в таких же простеньких историях про борьбу бобра с ослом. Злодей тоже средненький. Этакий Мориарти из «Шерлока» с Кембербетчем, но на минималках: ходит манерным парнишей со всплесками неадеквата и жестокости. Но его мотивы нам неясны, а желание раздолбать вселенную к чертям собачьим вообще ничем не мотивируется. Он просто говно, и зрителю предлагают это принять как факт.

 

Изначально я боялась в отзыве проспойлерить сюжет, но, честно говоря, нечего там спойлерить. История строго прямолинейная и до смешного предсказуемая. Никакой интриги и внезапных поворотов сюжета. Все по классике. И с самой первой минуты вы будете знать, что вас ждёт дальше.

Нет, история неплоха! Это добрая сказка про мальчика, спасающего мир рука об руку с мрачным чудилой, с которым они будут вытаскивать друг друга из пучины личных драм. Но не ждите ничего головокружительного или излишне динамичного. Вам дадут средненькую порцию экшна, пару сражений и одну-две неплохие шутки. И, конечно, сцену, где нам всех будет чудовищно жалко. Достаточно, чтобы украсить вечер, но мало, чтобы хотеть с жаром рекомендовать это кино друзьям.

Общее впечатление от фильма – простоватый, со слабой динамикой, поверхностный и предсказуемый, сильно идет вразрез с рекламными заявлениями о его «легендарном» и «эпическом» содержании. После просмотра даже на официальную афишу смотришь с удивление: почему эти два мужика так сурово стоят на фоне башни, если суть там – детская сказка про мальчика, который победит все зло чистотой своего золотого сердечка?

Вот чего еще НЕТ в фильме (и из-за чего сильно портится впечатление):

— Нормального объяснения, что это за черная башня (не пары слов о том, что стоит и надо, а кто построил, и т.д.). Вспомните того же Марвеловского Тора. До безобразия наивная идея – сделать скандинавских богов типа пришельцами. И ничего! Набросали общую структуру взаимосвязанных вселенных, и все уже как-то смотрится. В этом кино все по-другому. Вот башня, ее уничтожают, сопереживайте блеать!

— Нормальной мотивации главного злодея. Серьезно, он ВООБЩЕ не личность, а просто кусок черного картона – мрачный и плоский. Он хочет УНИЧТОЖИТЬ вселенную! Ни власти, ни денег, а полного разрушения. Я думаю, у чувака на это должна быть очень некислая и интересная мотивация. Так где же она? Не говоря уже о том, что этот персонаж в принципе лишен своей собственной истории. Он просто есть. А кто он, откуда пришел – пес знает.

— Нормального описания «пластиковых орков». Позади злодея бегает целая отдельная раса уродов, носящих маски людей, которые беспрекословно подчиняются ему и ратуют за дело разрушения башни. Кто они? Как называются? Откуда они явились? Как стали рабами колдуна? Зачем им уничтожать мир? Почему они до сих пор не организовали нападение на мир людей? Это только половина вопросов, которые лежат на поверхности, и которые не были раскрыты вообще никак.

— Нормального объяснения, что такое «сияние» и как оно работает. Нам просто походя бросают это слово, говорят, что оно в детях и пророках, и его можно использовать для каких-то магических штук. В целом, это почти никак не описывают. Ни тебе механики, ни уровней мастерства, ничего. А меж тем, это тот самый ресурс, который должен уничтожить башню. Ну как так?

— Нормального описания ордена Стрелков. Мне вот маловато было пары случайно оброненных фраз, большая часть смысла которых была в том, что, мол, были Стрелки, да сплыли. Ах да, вас еще заколеблют тупым повторением не очень интересной мантры а-ля кодекс Стрелка…

Очень, очень, очень плохо показанный мир, минимум каких-либо объяснений, минимум информации на выходе создают все то же пресловутое ощущение простоты, скудности, плоскости и недоделанности. Это будто не настоящая история, а только набросок истории. Потому что не бывает людей без прошлого и адекватной мотивации, миров без панорам, рас без названий, башен без строителей. Так что мое резюме: если хотите провести вечер за простенькой жвачкой для мозгов – это отличный выбор, и вы не пожалеете. Но если вы ожидали от этой киноленты чего-то шедеврального или хотя бы глубокого и зрелого, поостыньте. Иначе, как и я, потратите время и деньги, а потом спросите себя: «Что это была за муть?»