В основе учения о невидимой руке рынка лежит тезис Адама Смита о всеобщем благе. Вспомним: чтобы получать прибыль, капиталист должен давать потребителям то, в чем они нуждаются. Тем самым он будет удовлетворять разнообразные потребности общества и приносить ему несомненную пользу.
Надо сказать, что капиталист настолько страстно желает удовлетворять потребности и нести благо, что готов ради этого пойти буквально на все. И самый яркий пример такого стремления капитала ко всеобщему благу можно было наблюдать в начале XIX столетия.
В конце 1830-х годов император Китая закрыл рынок страны для британских купцов и контрабандистов. Это был не просто протекционизм: правитель всего лишь пытался спасти свой народ от вымирания. Все дело в том, что главным продуктом британского экспорта в те времена служил опиум. Он приносил британским торговцам колоссальные прибыли, щедро наполнял государственную казну, а попутно каждый год убивал тысячи и тысячи китайцев.
Но разве могут порядочные капиталисты оставить своих покупателей без продукта? И в 1840 году Великобритания, при поддержке США, объявила войну Империи Цин, вынуждая ее снова открыть рынки для иноземной отравы. Так началась первая опиумная война, в ходе которой британские капиталисты отстояли свое право безнаказанно уничтожать китайцев и дальше.
XIX век интересен именно тем, что в это время невидимая рука рынка очень часто получала неограниченную свободу. В те годы капитал особо не стеснялся демонстрировать миру свои истинные намерения и свое настоящее лицо.
Может показаться, что последующий век, с его революциями, социальными реформами и государственным контролем за рынком изменил сущность буржуазии. Но это не так. Капитал остался прежним — он просто научился хитрости и лицемерию. Да, сегодня законопослушные капиталисты не травят своих потребителей опиумом. Однако они по-прежнему не прочь заработать на людских пороках, не считаясь ни с моралью, ни с последствиями для общества.
Опасные потребности
Человек несовершенен. По количеству багов и глюков его психика превосходит программы самых неумелых разработчиков. Он подвержен заблуждениям и страдает от недостатка самоконтроля. Он набит когнитивными искажениями, логическими ошибками и древними животными инстинктами. Он легко впадает в самообман и поддается дешевым манипуляциям.
Но каждая человеческая слабость в условиях свободного рынка тут же превращается в чей-то выгодный бизнес. Его последствия нередко бывают весьма плачевными как для отдельных людей, так и для всего общества. Однако капитал не умеет думать о последствиях: в своей погоне за прибылью он часто напоминает этакую колесницу Джаггернаута, которая равнодушно давит всех, кто попал под ее колеса.
В качестве примера заработка на человеческих слабостях рассмотрим такое глобальное явление, как торговля табаком.
Вред курения уже давно ни у кого не вызывает сомнения. В табачном дыме содержится более 4000 веществ, из которых 250 являются вредными, а 50 известны как канцерогены. К сегодняшнему дню врачи выявили уже столько заболеваний, связанных с курением, что оно стало чуть ли не синонимом самоубийства.
Однако у табака есть свойство, которое позволяет выстраивать на его основе беспроигрышную «бизнес-модель». Дело в том, что в табаке содержится никотин — мощный алкалоид, вызывающий почти мгновенную зависимость. Действует он очень подло, поскольку с ходу замещает ацетилхолин — важный нейромедиатор, который среди прочего отвечает за концентрацию внимания. А это значит, что человеку достаточно покурить лишь несколько раз, чтобы его мозг попал в никотиновую ловушку.
Такое «потребительское качество» превращает табак в товар, который всегда и при любых обстоятельствах будет пользовать хорошим спросом. В настоящей момент на Земле насчитывается 1,1 млрд курящих. Ежегодно в мире продается 8,1 млн тонн табака, а общий оборот этого рынка составляет 560 млрд долларов в год.
А что касается последствий, то, по данным ВОЗ, от курения ежегодно умирают 7 миллионов человек (один человек каждые 5 секунд). При этом 890 тысяч смертей приходится на пассивных курильщиков, из которых 29% — это дети. Кстати, в бедных странах дети нередко работают на табачных плантациях, где получают опасные дозы никотина прямо через кожу (болезнь «зеленого табака»).
Что же получается? Невидимая рука честно удовлетворяет потребности потребителей, однако тем самым ежегодно убивает миллионы человек. Согласитесь, что-то не очень это похоже на хваленое «всеобщее благо».
Вред табачного бизнеса очевиден. В других же сегментах современного рынка разрушительный эффект «удовлетворения потребностей» заметен далеко не сразу. И тут необходимо кое-что пояснить.
Еще древние врачеватели утверждали, что все в этом мире может быть как лекарством, так и ядом — вопрос лишь в дозировке. Проблема в том, что капитал обычно выстраивает свои бизнес-модели именно на злоупотреблении. И это понятно: в погоне за прибылью, он стремится довести потребление своего продукта до максимума. А это значит, что он нередко заставляет людей пересекать ту черту, за которой потребление превращается в саморазрушение.
Иными словами, свободный рынок всегда стремится превратить:
— Нормальное питание — в обжорство;
— Стремление к общению — в бесцельное и беспробудное блуждание в социальных сетях;
— Заботу людей о своем здоровье — в оголтелый фанатизм, заставляющий оставлять всю зарплату в магазинах здорового питания и.т.п.
Для примера возьмем такой древний продукт, как алкоголь.
Современная наука относится к нему весьма сдержанно. Сегодня существуют данные как о его пользе, так и о вреде, а о долгосрочном влиянии спиртных напитков на организм по-прежнему известно очень мало. Стандартный научный эксперимент (в рамках доказательной медицины) провести здесь, в общем-то, невозможно, поэтому споры вокруг алкоголя продолжаются до сих пор.
Однако эти споры касаются лишь умеренного употребления: опасность злоупотребления алкоголем у ученых сомнений давно уже не вызывает. По данным ВОЗ, от проблем, связанных со спиртным, ежегодно умирают около 3,3 миллиона человек. Также существует прямая связь между употреблением спиртного и распространением различных заболеваний, ростом преступности и. т.д.
Беда в том, что сверхдоходы алкогольным компаниям в основном и приносят люди склонные к злоупотреблению. Это легко заметить даже по ассортименту, который вряд ли рассчитан на «культурное питие». К примеру, в России ежегодно продается 59,4 млн декалитров водки (данные за 2016 год). А того самого вина, о полезных свойствах которого и пишут чаще всего, у нас продается лишь 39,4 млн декалитров. При этом весьма заметную долю винной продукции составляют такие «благородные напитки», как «Портвейн 777» и аналогичное ему пойло.
Отечественные сторонники теорий заговора любят говорить о коварных масонах, спаивающих русский народ. Но зачем нужны заговоры, если сама логика капитализма заставляет компании любой ценой увеличивать потребление своей продукции?
К тому же в остальных странах, мы можем наблюдать точно такую же тенденцию. Согласно отчету британской исследовательской компании Allied Market Research, общий оборот мирового рынка алкоголя в 2015 году составлял 1,334 триллиона долларов. С учетом текущей динамики, к 2020 году он обещает вырасти до 1,594 триллиона.
Еще один пример «бизнеса на злоупотреблении» — рынок антидепрессантов и обезболивающих. Естественно, все эти препараты сегодня играют очень важную роль: они активно применяются для лечения психических расстройств и снятия болезненных симптомов, без них немыслимы современная психиатрия и паллиативная медицина.
Однако в условиях свободного рынка торговля ими легко превращается в аналог официальной наркоторговли. Это сулит фармацевтическим магнатам такие прибыли, ради которых они способны пойти даже на прямое нарушение закона.
Несколько лет назад компания Insys Therapeutics выпустила на рынок препарат Subsys. Он предназначался для облегчения страданий у онкобольных и содержал фентанил — синтетический опиоид, вызывающий сильную зависимость.
Доходов от законных продаж владельцам компании показалось мало. Не долго думая, ее представители начали массово подкупать врачей, чтобы те назначали Subsys всем подряд, включая здоровых людей.
Вскоре афера вскрылась, и разразился нешуточный скандал. Однако за решетку отправился только генеральный директор фирмы. Остальные ее владельцы отделались легким испугом, а сама компания благополучно занимается бизнесом и сейчас.
Это тот редкий случай, когда «рыночные механизмы» слишком уж сильно бросаются в глаза. Как правило, фармацевтические гиганты стараются все-таки соблюдать приличия и подсаживают людей на свои чудо-лекарства, не нарушая закон.
Несмотря на это, за многими популярными на Западе антидепрессантами и обезболивающими тянется череда судебных разбирательств. Например, производители знаменитого флуоксетина («Прозака») в свое время получили кучу исков, связанных с суицидом на фоне приема этого препарата. Компания выплатила миллионы долларов компенсации, однако флуоксетин успешно продается до сих пор.
И это мы рассмотрели лишь два примера. На самом деле, подтолкнуть своих клиентов к сверхпотреблению сегодня пытаются многие: производители газированных напитков, сладостей, фастфуда, гаджетов, предметов для коллекционирования, модных аксессуаров и. т. д.
Последствия такой бизнес-стратегии для потребителей бывают разными — от бессмысленной потери денег, до весьма серьезного ущерба здоровью. Все это происходит под те же разговоры об удовлетворении потребностей, но страшно даже представить, во что это выливается в масштабах всего человечества.
Духовные суррогаты
На людских слабостях зарабатывают не только продавцы материальных товаров: в «духовной» сфере происходит абсолютно все то же самое.
История развития СМИ — это во многом история обманутых ожиданий. Книги, газеты, радио, кино, телевидение, интернет — каждая новая технология в свое время вызывала восторг у идеалистов-мечтателей:
— Свершилось! Вот теперь-то человечество будет просвещаться и расти духовно!
На практике же на долю просвещения всегда выпадали лишь жалкие крохи, ибо свободный рынок способен превратить в пустой «пшик» любые благие начинания. Вместо тотального духовного роста, новые технологии породили такое необъятное и многогранное явление, как массовую культуру.
Стоит заметить, что слово «культура» в этом словосочетании присутствует лишь номинально. Нынешние производители «духовной пищи» руководствуются абсолютно теми же принципами и приемами, что и все остальные бизнесмены. В частности, они активно используют маркетинговый анализ и тщательно изучают потребности целевой аудитории, чтобы полностью их удовлетворить.
Проблема же в том, что большинство людей в культурном плане весьма непритязательны. Но именно на них в первую очередь и ориентируется массовая культура, что и определяет ее привычный для нас облик:
— Вместо книг, заставляющих думать — пустое и бессмысленное чтиво.
— Вместо музыки, пробуждающей к созиданию — глупые песни-однодневки или беспросветный декаданс.
— Вместо осмысленного досуга — оболванивающие телешоу или бесконечные мыльные оперы.
Даже когда «творцы» работают на более-менее мыслящую аудиторию, у них всегда возникает искушение все упростить. А вдруг не поймут, не примут, не оценят? Зачем напрасно рисковать деньгами?
Возникает замкнутый круг. Спрос на «духовный ширпотреб» рождает предложение, а это, в свою очередь, заставляет людей еще глубже увязнуть в духовном болоте. Сегодня нет худсоветов, а либеральная цензура (с фальшивой политкорректностью на Западе и не менее фальшивыми «скрепами» у нас) вовсе не озабочена культурным развитием населения. Что самое интересное, некоторые деятели искусства очень любят на досуге обсудить окружающее их «тупое быдло», упорно не замечая в этом своей вины.
Понятно, что массовая культура тоже поощряет сверхпотребление. И здесь все осложняется тем, что определить «безопасную» дозу нематериальных продуктов очень сложно.
Например, некто смотрит телевизор по три часа в день. Это много? На первый взгляд кажется, что нет. Однако легко подсчитать, что в этом случае человек тратит на телевизор примерно 9 лет (!) своей жизни.
Но массовая культура так и устроена, чтобы человек без сожалений заменял реальную жизнь ее суррогатом. Сегодня она похожа на бескрайний полигон, где каждый может беспрепятственно выгуливать своих тараканов. Литература, музыка, компьютерные игры, телевидение и интернет — все это в совокупности создает альтернативную реальность для любой разновидности эскапизма. Здесь найдется место всем: и ванильным домохозяйкам, и любителям средневековой эстетики, и фанатам восточной мудрости, и даже суровым бойцам с системой.
Люди, угодившие в паутину массовой культуры, во многом напоминают обитателей Матрицы. Но в отличие от персонажей фильма, они должны еще и регулярно вкалывать, чтобы иметь возможность лежать в своем стеклянном ящике. И отработав положенное время за прилавком магазина, станком или офисным столом, они спешат поскорее вернуться к вожделенным мыльным операм, комеди шоу и онлайн-казино.
Можно, конечно, обвинить жертв массовой культуры в бегстве от настоящей жизни и в бесхребетности (как это нередко делают различные учителя «успешного успеха»). Но в том-то и дело, что сам свободный рынок и подталкивает людей к этому бегству. Во-первых, меркантильная и равнодушная реальность, тотальная атомизация общества и невозможность себя реализовать делают эскапизм крайне востребованным товаром. А во-вторых, именно те, кто серьезно «увязли в Матрице» и приносят капиталу основные доходы.
Немного о лицемерии
Естественно, люди инстинктивно чувствуют, что рынок удовлетворяет их потребности как-то неправильно. Сегодня даже в развитых капиталистических странах регулярно раздаются голоса о деструктивном воздействии той или иной индустрии. Люди пытаются протестовать и объединяться в различные организации, вроде «Обществ борьбы с курением», «Обществ трезвости» и. т. д.
Увы, но бороться с «эксплуатацией человеческих слабостей» в условиях свободного рынка — это то же самое, что пытаться за волосы вытащить себя из болота. Проблема ведь не в том, что пороки существуют сами по себе, а в том, что невидимая рука рынка является их мощнейшим катализатором. Но что может противопоставить этой проблеме общество, в котором каждый человек, так или иначе, является частью свободного рынка, а значит и заложником такой системы?
И что может противопоставить этому государство, благополучие которого зависит исключительно от успеха бизнеса? Такое государство в первую очередь будет ориентироваться на интересы предпринимателей, легко жертвуя ради них интересами остальных граждан. Обратите внимание: во время экономических кризисов правительства рыночных стран в первую очередь начинают заботиться о спасении банков и крупного бизнеса. Помощь всем остальным в лучшем случае оказывается уже по остаточному принципу.
Может ли такое государство направить бизнес в более конструктивное русло? Может, но лишь отчасти. Глобальные изменения в этой области приведут к снижению доходов бизнеса, а значит и к ослаблению самого государства.
К примеру, поступления в российский бюджет от продажи алкоголя за 2017 год составили 363 миллиарда рублей. Это сопоставимо с расходами на медицину за тот же год (378 миллиардов). Заменить эти средства в рамках текущей экономической модели государству просто нечем, а значит ему невыгодно пропагандировать среди населения трезвый образ жизни и предлагать ему какую-то более здоровую альтернативу. Любая попытка умерить аппетиты магнатов для рыночного государства равносильна выстрелу себе в ногу.
Да, во многих западных странах сегодня проходят массовые кампании по борьбе с курением и алкоголизмом. Например, в большинстве европейских государств (в том числе и у нас) курение запрещено в общественных местах, а на дверях многих магазинов сегодня можно увидеть вот такую гордую надпись:
(Примечание. Один менеджер из табачной компании как-то поведал мне о ее сакральном смысле. Во-первых, она является негласной вывеской: мол, здесь можно купить сигареты. А во-вторых, она играет роль своеобразной рекламы для подростков: «Хочешь стать взрослым? Начинай курить!»).
Но подобная забота капиталистических стран о своих гражданах — явление вынужденное. Сегодня накопилось столько неопровержимых фактов о разрушительных свойствах алкоголя и табака, что уже невозможно закрывать на них глаза и делать вид, что «все окей». У государств нет другого выбора — им приходится вводить такие ограничения под давлением общества.
Не менее важную роль здесь играют и вполне прагматичные мотивы капитала. Вопреки различным теориям заговора, среди буржуазии нет и не может быть никакого единства: их мир — это всегда огромная банка с пауками. Интересы алкогольно-табачных магнатов прямо противоречат интересам остальных капиталистов, поскольку алкоголь и табак выкашивают их потенциальных клиентов и снижают производительность труда на предприятиях. Капиталисты теряют прибыль, а потому охотно включаются в общественную борьбу за ЗОЖ.
Однако не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы увидеть лицемерие всей этой борьбы. Почему? Для примера посмотрим, как проходит борьба с курением у нас.
Да, формально все выглядит просто замечательно. Цены на сигареты существенно выросли. На пачках появились всякие «страшные картинки». Табачные акцизы на протяжении последних шести лет ежегодно увеличивались на 35-40% и сегодня стали на 300% выше первоначальных.
Но вот что странно: при такой тотальной и бескомпромиссной борьбе с курением, поступления в бюджет от торговли табаком почему-то совсем не уменьшились. Напротив: с 2012 года они увеличились более, чем в два раза.
А сколько людей за это время бросили курить? По самым-самым-самым оптимистичным подсчетам — около 10%. В целом же Россия по-прежнему остается одной из самых никотинозависимых стран мира: у нас курят 40% населения.
Чтобы понять, в чем подвох, вспомним один довольно мерзкий анекдот:
— Папа, водка подорожала! Значит, теперь ты будешь меньше пить?
— Нет, сынок. Это вы с мамой будете меньше есть.
И это правда. Многие курящие скорее исключат из своего рациона какие-нибудь полезные продукты, начнут травиться контрафактом и выращивать махорку, чем откажутся от сигарет. Государство повышает акцизы, но при этом оно не делает ничего, что помогло бы людям избавиться от зависимости. Действительно ли оно настолько недальновидно? Я сомневаюсь.
Есть и еще один нюанс: борьба за ЗОЖ, которая ведется в западных странах, касается только их самих. А потому алкогольные и табачные компании в наши дни активно осваивают новые рынки. Например, по данным все той же ВОЗ, около 80% мирового потребления табака сегодня приходится на небогатые страны. И это вполне соответствует старым добрым капиталистическим традициям, вроде упомянутых в начале статьи опиумных войн.
Рынок мракобесия
Либеральная доктрина утверждает, что все мнения равноценны и равноправны. Какие бы тараканы ни завелись в голове у людей, общество обязано относиться к ним с уважением. Человек верит в плоскую землю? В заговор рептилоидов? Во вред прививок? Это исключительно его личное дело. И заблуждения, и самообман, и даже, в какой-то степени, самоуничтожение — законное право каждого гражданина свободной страны. А раз так, то нет ничего дурного в том, чтобы немного заработать на всей этой «свободе».
Как-то еще в советское время мне в руки попал сборник эссе о США, где клеймились «их нравы». В одном из эссе рассказывалось об огромном вычислительном центре с самыми современными на тот момент компьютерами. Все бы ничего, но все эти супермашины занимались расчетом гороскопов для американских обывателей.
Если честно, то в эту историю я тогда как-то не очень поверил. Не, ну разве может в XX веке, да еще и в одной из самых развитых стран мира твориться такая дичь?
Однако прошло всего несколько лет, и эта «дичь» на крыльях либерализма и свободного рынка прилетела и в нашу страну. Сегодня даже «Российская газета», официальный печатный орган Правительства России (!!!), размещает на последней странице прогнозы для Овнов, Весов и прочих Раков. Астрология уже давно превратилась в обыденный сегмент российского рынка, и каждый желающий без проблем может заказать натальную карту, гороскоп совместимости или даже прогноз для своего бизнеса. Все это уже воспринимается нашим обществом как норма и не вызывает массовых протестов.
Как все это сочетается с научным и техническим прогрессом? Очень просто: пока наука избавляет мир от заблуждений и суеверий, порожденных людской темнотой, капитализм снова достает всю эту дрянь из помойки, заворачивает в красивую упаковку и превращает в товар.
Мракобесие — крайне выгодный бизнес. А потому современный рынок переполнен предложениями от профессиональных гадалок, потомственных целителей и колдунов. Даже инквизиторы, попади они в наше высокотехнологичное время, наверняка свихнулись бы от такого разгула узаконенной чертовщины.
Только в нашей стране граждане каждый год тратят 30 миллиардов рублей на гадалок и экстрасенсов. Согласно опросу, проведенному институтом социологии РАН, к услугам колдунов регулярно обращаются 67% женщин и 4% мужчин, а еще 6% россиян регулярно практикуют оккультные обряды. Какого размаха достигает глобальная индустрия мракобесия, можно лишь догадываться.
Нет, это вовсе не заговор тайного мирового правительства, с целью одурманить и поработить доверчивых землян (мне пару раз попадалась такая версия). Это всего лишь свободный рынок добросовестно удовлетворяет потребности непросвещенной части человечества.
Именно так и работает его невидимая рука: она не врачует пороки общества, а спешит на них заработать. Она действует по тому же принципу, что и хищник в дикой природе, который нападая на стадо, пытается определить самых слабых особей. Но в отличие от хищников, капитал стремится не убить своих жертв, а всего лишь обобрать.
Впрочем, нередко и убивает.
В конце 80-х, одновременно с магией и астрологией, в нашей стране стала набирать популярность так называемая альтернативная медицина. В газетах стали потихоньку появляться статьи, восхваляющие филиппинских хилеров, тибетскую медицину и учение шизофреника Порфирия Иванова.
Но настоящим прорывом стала публикация в журнале «Нева» в 1988 году статьи «Три кита здоровья». В ней впервые были озвучены тезисы о необходимости «очистки организма», о раздельном питании, об энергетической подпитке от солнца и прочих доселе неизвестных советским людям вещах. Например, сейчас я наугад открыл эту статью и сразу наткнулся на следующий пассаж:
Наука знает, но стыдливо отворачивается от того, что, например, племя туарегов в Африке – воины, мужчины, неудержимые разбойники – обходятся 2-3 финиками в день, и этого им достаточно. Вполне достаточно! (Правда, они ещё инстинктивно подпитываются и от солнышка, от первой степени, но это другой вопрос).
Как советская цензура все это пропустила? О, ей тогда было совсем не до этого: в то время она отчаянно боролась с «пережитками сталинизма» и лично с Ниной Андреевой. Мракобесие же угрозой для общества, по всей видимости, уже не считалось.
Итак, статья в «Неве» стала сенсацией, и вскоре в СССР начался настоящий бум нетрадиционных методов лечения. А дальше в дело включилась невидимая рука рынка, которая к тому времени уже вылезла из подпольных цехов и кооперативов. На прилавках появились пособия по народной медицине — сперва небрежные самиздатовские брошюрки, а затем и серьезные глянцевые издания. В телевизоре завелись Кашпировский и Чумак, а тысячи невесть откуда взявшихся целителей и псевдоклиник стали предлагать гражданам свои услуги.
Известный иллюзионист и разоблачитель экстрасенсов Джеймс Рэнди (которого уж никак нельзя заподозрить в левых взглядах), после визита в перестроечный СССР заметил:
Коммунизм с момента своего зарождения считался научной системой. С его крахом многие русские стали подозрительны к науке вообще. В то же время стало развиваться частное предпринимательство, зачастую без контроля власти. Взять хотя бы охрану здоровья. Раньше это была монополия государства, применялась передовая западная медицина. Теперь многие клиники работают за деньги и работают, как им угодно.
Вскоре появились и первые жертвы. Кто-то пытался вылечить онкологические заболевания маслом и водкой. Кто-то боролся с пневмонией и язвой желудка с помощью многодневного голодания. Кто старался победить туберкулез и СПИД медитацией и позитивным мышлением. Люди умирали и становились инвалидами, однако сами целители, как правило, никакой ответственности за это не несли. Тем более что людей убивали в основном не сами «лекари», а те идеи, которые они пропагандировали.
Примерно в те же годы из небытия вылезла уже почти забытая всеми гомеопатия. В 1991 году был издан указ о создании аптечной сети для реализации гомеопатических препаратов (замечу, что среди них есть препараты для «лечения» СПИДа и рака). А в 1995 году гомеопатию официально разрешили в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Оборот гомеопатических «лекарств» в России начал стремительно увеличиваться и к 2015 году достиг 9,31 млрд рублей.
Правда, в 2017 году произошло «грубое вмешательство» в работу невидимой руки. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой выпустила меморандум, направленный против гомеопатии. Ученые настоятельно рекомендовали российскому Минздраву изъять гомеопатические препараты из медицинских учреждений и больше не включать их в стандарты лечения.
Естественно, гомеопаты, а вместе с ними и либеральная пресса, тут же подняли истошный крик о нарушении свобод и возвращении 37-го года. Российским ученым припомнили гонение на генетику, кибернетику и что особенно странно, сожжение Джордано Бруно. Один из производителей гомеопатических препаратов даже подал в суд на РАН, однако суд этот иск отклонил.
Так или иначе, но этот меморандум, подписанный тридцатью известными учеными, хоть немного, но переломил ситуацию. Продажи гомеопатических препаратов в России начали снижаться.
Почему же альтернативная медицина сегодня так популярна? Здесь целый комплекс причин, однако лично я бы особо выделил три из них.
Во-первых, это недостаток просвещения. Государство, движимое либеральными идеями, уже фактически свернуло все просветительские программы и предоставило граждан самим себе. В эту прореху, повинуясь невидимой руке рынка, устремились потомственные целители и прочие мракобесы всех мастей.
Во-вторых, в наши дни здоровье стало очень уж дорогим удовольствием. Бесплатная медицина сегодня находится в весьма плачевном состоянии, а коммерческие клиники большинству населения не по карману. Альтернативная же медицина иногда предлагает своим клиентам более дешевые варианты.
Например, препарат «Флебодиа 600» (лечение варикоза и венозной недостаточности) сегодня стоит 618 – 1840 рублей. А его гомеопатический «аналог», капли «Венза» — всего 270-340 рублей. И дешево, и никакой «вредной химии»:
Особенно это касается народной медицины. Согласитесь, гораздо проще и дешевле в случае гастрита выпить картофельного сока или отвар березовой коры, чем идти в больницу, глотать мерзкий зонд, а потом еще и покупать дорогие лекарства.
Ну а в-третьих, к услугам современных целителей весь арсенал маркетинговых и рекламных приемов, о которых мы писали в прошлой статье. В том числе и такие:
Иными словами, невидимая рука рынка успешно эксплуатирует те проблемы, которая сама же и создает. Скажу больше: почти за каждым проявлением мракобесия обычно скрывается чей-то коммерческий интерес.
Посмотрим для примера на религиозные и околорелигиозные секты. Пусть нас не смущает «духовный» антураж: здесь тоже делают деньги и порою весьма неплохие. За высокомудрыми речами Ошо пряталась его огромная коллекция личных автомобилей. За культом сибирской девы Анастасии — торговля книгами и различными продуктами из кедра. И даже за теми проповедниками, которые стучатся в наши двери и скромно предлагают поговорить о Боге, стоит целая финансовая империя, принадлежащая руководителям секты.
К слову, у «Свидетелей Иеговы» (запрещены в РФ) довольно необычная бизнес-модель, чем-то напоминающая сетевой маркетинг. Главный источник дохода этой организации — ее рядовые члены. В их обязанность входит за свой счет (!) покупать брошюрки и журналы, а потом бесплатно их распространять среди населения. Люди, которых сектанты таким способом сумели успешно «обработать», превращаются в новых вербовщиков, а заодно и в новых спонсоров организации.
Другой пример подобного бизнеса — лженаука.
Конечно, для ее расцвета сегодня создана крайне благоприятная почва. Это и проблемы современного образования и недостаточное финансирование официальной науки. Это фактически полное отсутствие цензуры и повсеместная победа либерализма, который постулирует относительность знания и равнозначность мнений. Это и слабая популяризация науки, которая сегодня ведется лишь силами отдельных энтузиастов.
Однако без рыночных механизмов лженаука никогда бы не стала настолько популярной. Альтернативная история, торсионные поля и прочая уфология — это, прежде всего, товар, приносящий неплохие доходы. Это не просто дурные идеи — это многочисленные книги, фильмы, сайты и даже целые телеканалы, вещающие на всю страну.
Когда же официальная наука и государство пребывают в глубоком кризисе, то лжеученые способны урвать и вовсе фантастический куш.
Вспоминает академик РАН Евгений Александров:
…Ельцин был в Новосибирске и посетил Институт ядерной физики СО РАН. Вот он там Круглякова и спросил: «А вы из камня можете энергию извлекать?».
Эдуард Павлович прочел ему краткую лекцию, что есть тяжелые элементы, и при расщеплении их нейтронами можно высвобождать энергию, на этом принципе работают атомные станции. Есть легкие элементы — при синтезе выделяется энергия, это принцип работы будущих термоядерных электростанций и водородных бомб. Середина же таблицы Менделеева абсолютно стабильна, и чудес здесь ждать не приходится.
Ельцин выслушал с недоверием и заявил: «Это вы так считаете, а мне докладывали, что можно». А потом академик Коптюг рассказал, что Ельцин уже 120 миллионов рублей на это израсходовал. Для 1991 года это 200 миллионов долларов по официальному курсу.
Это отнюдь не единственный подобный случай в истории современной России. Еще можно вспомнить о финансировании государством разработки «торсионных излучателей», о фильтрах Петрика или о нашумевшем запуске в космос инерциоида. Во всех этих казусах нет ничего удивительного: лженаука — это детище свободного рынка, а значит и само рыночное государство всегда будет лакомым кусочком для ее распространителей.
Современные ученые считают, что единственный способ борьбы с мракобесием — пропаганда научных знаний. Но достаточно ли одной пропаганды?
Как мы уже убедились, капитал охотно использует людское невежество, чтобы делать свой нечистоплотный бизнес. Однако верно и обратное: чтобы сохранять и умножать прибыль, торговцы мракобесием должны постоянно распространять и рекламировать свои идеи. А это значит, что в омут невежества регулярно будут попадать все новые и новые люди.
Пропаганда науки по-своему эффективна, но она не затрагивает корень проблемы, а борется лишь с ее последствиями.
Тут можно привести аналогию с тараканами. С ними можно вполне успешно воевать с помощью яда, клея, специальных ловушек или каких-нибудь китайских мелков. Но до тех пор, пока в доме царит тотальная антисанитария, тараканы всякий раз будут возвращаться снова.
То же самое и с мракобесием: без изменения экономического базиса вряд ли получится полностью его искоренить.
Последствия
Рассказывая о том, как невидимая рука удовлетворяет наши потребности, воспеватели свободного рынка нередко лукавят. Для объяснения рыночных механизмов они используют исключительно «правильные» примеры, не вызывающие у читателей негативных ассоциаций. И получается все красиво: добрый булочник испечет для нас румяный хлебушек, а умелый строитель построит нам красивый и прочный дом.
Однако за рамками этой пасторальной картины остается очень многое. В нее не вписываются мнимые и откровенно вредные потребности, которые свободный рынок удовлетворяет с не меньшим энтузиазмом. В нее не вписывается манипуляция спросом и навязанная обществу модель сверхпотребления. В нее не вписывается торговля ложью и мракобесием, эксплуатация людского невежества и человеческих недостатков. А ведь все это тоже является «удовлетворением спроса», которое рыночники априори считают абсолютным благом.
В мировой культуре есть популярный фантастический сюжет о «неправильном» исполнении желаний. Суть его в следующем: некое мистическое существо берется воплотить в жизнь мечты главного героя, однако в силу своей тупости, излишнего рвения или запредельного коварства, оно делает все совсем не так, как представлялось заказчику. В лучшем случае на того обрушиваются многочисленные неприятности, а в худшем — он задарма отдает свою душу этой зловредной сущности.
Роль такого туповатого, а иногда и крайне коварного джина сегодня играет невидимая рука рынка. Нередко она с таким остервенением рвется исполнять желания потребителей, что вся их жизнь летит под откос. Это отзывчивое и заботливое божество, которому поклоняются экономисты-рыночники, уже причинило человечеству столько несчастий, что самые зловредные демоны-вредители из мировой мифологии завистливо курят в стороне.
К чему же приводит удовлетворение рынком мнимых потребностей?
В самом лучшем случае — ни к чему. То есть совсем ни к чему. Потребности, продиктованных модой, конформизмом, стремлением к эскапизму или какой-нибудь сиюминутной «хотелкой» — это есть не что иное, как эмуляция реальных жизненных потребностей. Удовлетворяя их, человек понарошку меняет свою жизнь к лучшему или понарошку повышает свой социальный статус. Это дает ему небольшой заряд эндорфинов и помогает на короткий миг испытать иллюзию счастья.
Однако его настоящая жизнь остается прежней. Да и что может изменить, например, обладание дорогими безделушками? Или чтение пустых романов? Или просмотр бесконечных сериалов о чужих проблемах? Что может изменить командование огромными виртуальными армиями, если сам полководец по-прежнему живет среди ободранных стен?
Но это только полбеды. Ведь мнимые потребности — это в какой-то степени еще и пустая растрата человеческих ресурсов. Они требуют времени, а значит безвозвратно забирают часть жизни потребителя. Как и всякий товар, они требуют денег, а значит и труда.
Последнее особенно мерзко, ибо такой труд низводит человека до уровня лабораторной крысы, которой в центр удовольствия воткнули электроды, тем самым вынуждая ее непрерывно нажимать на педаль-включатель. К примеру, один мой знакомый работает грузчиком и целыми днями таскает на плечах тяжелые мешки с сахаром. В конце недели он спускает все заработанное в букмекерской конторе. По сути, он обменивает свою жизнь на пустой фантик, который ему ловко подсунул свободный рынок.
В масштабах всей планеты эта бессмысленная утилизация ресурсов выглядит куда более устрашающей. Кроме самих потребителей, в водоворот мнимых потребностей и сверхпотребления втянуты еще миллионы и миллионы людей. Ведь кто-то же должен вкалывать на табачных плантациях, разгружать фуры с портвейном, собирать спиннеры, писать код для очередной «Веселой фермы», сочинять песни-однодневки, верстать книги по астрологии, стоять за прилавком гомеопатической аптеки и. т. д., и. т. п.
В целом же вся эта гигантская индустрия мнимых потребностей превращается в тяжелые кандалы, мешающие человечеству двигаться вперед. Невозможно даже представить, сколько потенциальных Эйнштейнов, Королевых и Дарвинов навеки сгинули в этом болоте, так и не открыв в себе никаких талантов. Или сколько необходимых людям заводов, электростанций, школ и больниц не были построены из-за бездарного уничтожения ресурсов. Но невидимой руке рынка нет никакого дела до развития цивилизации — ее интересует только прибыль.
И уж тем более ей нет дела до судьбы отдельного человека. Даже если тот, в силу своей слабости, идет к обрыву, невидимая рука не попытается его остановить. Наоборот: она заботливо расстелет перед ним ковровую дорожку и уберет с пути все препятствия. Ведь потребности потребителя священны, и невидимая рука сделает все, чтобы никто не ушел обиженным.
Она будет пичкать потребителя лекарствами-пустышками, пока он еще в состоянии оплачивать счета за лечение. Она будет подмигивать ему огнями казино, пока он не превратится в бездомного бродягу. Она будет подливать ему в стакан свое зелье, пока он окончательно не утратит человеческий облик.
Когда же клиент выжат досуха, невидимая рука тут же теряет к нему интерес. Пусть им теперь занимаются родственники, врачи, полицейские или хотя бы могильщики. А у нее работы навалом: в мире еще много тех, чьих потребности ей предстоит удовлетворить.
Заключение
Человек уже очень давно вышел из животного царства. За прошедшие тысячелетия он овладел членораздельной речью и орудиями труда, построил огромные города и даже покорил ближний космос. Ему действительно есть, чем гордиться.
Однако то животное, из которого произошел человек, никуда не делось. Выражаясь языком Гегеля, человек по-прежнему находится в своем становлении, а значит ему в какой-то степени присуще и животное начало. Он подвержен инстинктам, когнитивным искажениям и логически ошибкам, а его поступки нередко носят иррациональный характер.
В преодолении этих недостатков и заключается развитие человека. Мы заменяем иррациональное поведение рациональным, животные инстинкты — разумом и общечеловеческой моралью, а первобытный и интуитивный взгляд на мир — научным знанием.
Но такие изменения выгодны не всем. Развитый и просвещенный человек уже не поддается манипуляциям, перестает быть покорным исполнителем чужой воли или примерным потребителем. Такой человек начинает нести угрозу для главной ценности капиталистического мира — прибыли.
Чтобы рыночные шестеренки вращались бесперебойно, а деньги в карманы капиталистов текли рекой, в людях должно доминировать животное начало. Ведь только непросвещенного дикаря можно заставить обменять свой труд на бесполезные стекляшки или бутылку «огненной воды». А потому свободный рынок и его служители будут всегда поощрять в людях пороки, слабости и суеверия, ибо для них это источник дохода.
Конечно, все это неизменно сопровождается криками о свободе и правах человека. Мол, каждый имеет право верить в то, во что ему хочется, и делать то, что ему хочется, если это не причиняет вреда другим. Астрология, магия и гомеопатия — это не заблуждения, нет! Это всего лишь альтернативный взгляд на мир. А курение, азартные игры и алкоголизм — это просто альтернативные потребности. Долой тоталитаризм и да здравствует свобода!
Правда же в том, что полной свободой могут грамотно распорядиться лишь достаточно развитые для этого люди. Что произойдет, если мы, к примеру, отведем детей в кондитерскую лавку и предоставим им полную свободу действий? Результат предсказуем: они объедятся тортов и слягут с каким-нибудь диатезом. Отстаивать право детей на диатез и расстройство желудка, на право залезать в кипяток и совать пальцы в розетку может лишь аморальная сволочь.
Чтобы свобода проносила пользу, человечество должно повзрослеть. Оно должно перестать верить в глупые сказки и бояться живущих под кроватью чудовищ. Оно должно разобраться и понять, чем ложь отличается от правды, вред от пользы, а добро — от зла.
Но в том-то и дело, что повзрослевшее человечество уже вряд ли захочет играть в свободный рынок и кормить бесчисленную армию нахлебников.