Религия, которую все ненавидели

Религия, которую все ненавидели

Все мировые религии — непримиримые соперники, а потому очень редко соглашались друг с другом. Но в одном они все проявляли удивительное единодушие: стоило лишь произнести слово «манихейство», как скрежетать зубами начинали и христиане, и мусульмане, и даже относительно мирные буддисты.

Кто такие манихеи и в чем причина этой всеобщей к ним неприязни? Давайте разберемся.

Появление манихейства

Название религии образовалось от имени ее основателя — пророка Мани. Родился он в 216 году на территории нынешнего Ирака и жил примерно в тех же краях, что и уже знакомый нам Заратустра.

Портрет Мани. Надпись гласит:
«Мани, посланник света»

Мани принадлежал к знатному княжескому роду, а его родители, судя по всему, были членами одной из ранних гностических сект. Еще ребенком будущий пророк познакомился с христианством, зороастризмом и другими религиями, которые в то время были распространены в персидских землях.

Согласно преданию, когда Мани было 12 лет, к нему явился ангел и принес откровение от «Царя Светлого рая». Когда же пророку исполнилось 24 года, посланник повелел ему донести «истинное учение» до всего мира.

Этим Мани и занялся. Для начала он обратил в новую веру свою семью, а затем отправился проповедовать по всей империи Сасанидов. Также он наведался в Индию, где попутно познакомился с буддизмом.

Вскоре он сумел впечатлить своим учением брата царя Шапура, а через него добрался и до самого царя. Царю новый пророк понравился, и он сделал его своим фаворитом. Официальной религией государства по-прежнему оставался зороастризм, однако Мани разрешили свободно проповедовать свои идеи. Пророк охотно этим воспользовался и вместе с учениками массово «отмиссионерил» не только персов, но даже добрался до Римской империи.

А дальше что-то пошло не так. Империя Сасадинов окрепла, и увядший было зороастризм стал восстанавливать прежнее влияние. Начал он, как водится, с устранения главных конкурентов, которыми были в основном христиане и манихеи.

Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» (1315 г.). По одной из легенд Мани был распят, а по другой – с него живьем содрали кожу.

В это же время умер Шапур, и к власти пришел новый царь — Бахрам, который отнюдь не являлся поклонником Мани. И когда зороастрийские жрецы написали на пророка донос, царь охотно приказал заковать его в кандалы. Мани, которому было уже за 60, не пережил заключения и вскоре скончался.

Однако его учение уже успело набрать популярность. Очаги манихейства начали вспыхивать по всему древнему миру, вызывая раздражение как у властей, так и у официальных религий.

Учение Мани

За свою жизнь Мани написал целых семь «священных книг», но до нас дошли только их фрагменты (большей частью найденные уже в XX веке). Однако есть еще один источник информации об этом учении — трактаты христианских и исламских богословов, которые в свое время вели активную полемику с манихеями. Особенно интересны труды святого Августина, который сперва сам был манихеем, а потом стал ярым противником этой религии.

В целом учение Мани представляет собой ядреную смесь из гностицизма, христианства, зороастризма, буддизма и античной философии. Все это от души приправлено оккультизмом и астрологией, и изложено настолько «высоким поэтическим языком», что у непривычного человека через пять минут начинает болеть голова.

Если же не углубляться в детали, то манихейство можно свести к нескольким основным идеям. Главная из них — это дуализм, то есть учение о двух равноправных началах: темном и светлом. Сперва они жили бок о бок в одной вселенной и никак не пересекались. Но однажды демоны из царства тьмы напали на царство света, из-за чего произошло смешение двух начал.

Манихейский символ дуализма

Наш мир был создан для того, чтобы снова отделить свет от тьмы. И вот тут появляется вторая ключевая мысль: вся материя была сотворена из ошметков демонических сил, а значит в ней просто не может быть ничего хорошего. Противостоит этой гадкой материи мир духовный, порожденный светом.

Все бы ничего, но хитрые демоны решили подольше задержать у себя свет. Для этого они создали первых людей — Адама и Еву, в которых спрятали значительную часть светлых частиц. К счастью, к первым людям явился Иисус (!), который и указал им истинный путь.

Из этих идей и вытекала этика манихеев: люди должны помочь свету освободиться из нечестивой материи. Последователи Мани делились на две категории: избранники и слушатели. Избранники — это те, кто активно «освобождали свет». Для этого они отрицали всяческое насилие, не занимались сексом и придерживались настолько строгой вегетарианской диеты, что не имели права даже срывать растения. К слушателям предъявлялись менее суровые требования, поскольку их задачей было ухаживать за избранниками.

Согласно учению Мани, людей после смерти ждала разная участь. Души праведников отправлялись на луну и солнце, где у манихеев было что-то вроде рая. Середнячков ждала повторная инкарнация, а грешники, естественно, попадали в ад. Когда же свет и тьма окончательно отделятся друг от друга, то мир, по мнению манихеев, погибнет, а грешники навеки останутся во тьме.

Космология манихеев

И еще один важный момент: манихеи признавали все религии. По их словам, силы света периодически посылали на Землю своих апостолов, чтобы те передали людям истину. К этим посланцам относились Заратустра, Христос, Будда и еще несколько известных основателей религии. Однако со временем учение апостолов искажалось, а потому теряло свою ценность. И лишь Мани, последний в череде апостолов, смог-таки донести до людей настоящую веру.

Почему ненавидели манихеев

Если внимательно посмотреть на учение манихеев и их деятельность, то можно выделить четыре главных причины ненависти к ним.

Первая причина — миссионерская стратегия. Манихеи полностью не отвергали ни одну из мировых религий, а потому со спокойной совестью маскировались под другие конфессии. В землях христиан они называли себя христианами, в Персии становились примерными зороастрийцами, а спустя несколько веков научились имитировать даже ислам.

Пользуясь это нехитрой системой, манихеи устраивали «рейдерский захват» паствы, отжимая прихожан у других религий. Кстати, одна из последних манихейских общин долгие годы успешно косила под буддистов.

Манихейский храм Цаоань, который долгое время маскировался под буддистский

Вторая причина — в очень уж вольной трактовке чужих религий, которая зачастую выглядела откровенным кощунством. Например, согласно их учению, к Адаму и Еве явился не дьявол в образе змея, а Христос. Именно он уговорил первых людей отведать плоды от дерева познания Добра и Зла, чтобы те прозрели.

Изображение Мани в храме Цаоань, стилизованное под Будду

Третья причина в том, что манихеи считали все мировые конфессии «недорелигиями», о чем особо не стеснялись говорить. Такое снисходительно-высокомерное отношение («мы Д’Артаньяны, а вы заблуждаетесь») вкупе с предыдущим пунктом, могло легко раздраконить даже самого миролюбивого богослова.

И, наконец, четвертая причина — это типичное для гностиков неприятие материального мира, которое во все века вызывало у здравомыслящих людей неприязнь. Естественно, другие религии тоже практиковали аскезу. Но именно от манихейской «тяги к духовному» за версту несло откровенным стремлением к уничтожению всего человечества.

Судьба манихейства

Хотя до нашего времени само манихейство и не дотянуло, оно успело прогреметь на весь мир и оказало влияние на культуру Азии, Европы и Северной Африки. Несмотря на непрерывные гонения, учение Мани умудрялось в разные века находить все новых и новых приверженцев.

Первоначально оно было распространено среди народов Персии и сопредельных государств. Затем оно перекинулось в Рим, где его преследовали сперва языческие императоры, а потом и христианские. Какой-то время своеобразным центром манихейства был Самарканд (современный Узбекистан).

Пик могущества манихеев пришелся на VIII–IX век, когда манихейство стало официальной религией Уйгурского каганата. После его падения, учение Мани успело докатиться до Сибири (Хакассии), а в Китае отдельные его очаги встречались вплоть до XIV века (по другим данным — аж до XVII века).

Но даже после того, как манихеев изгоняли из той или иной страны, их идеи продолжали жить и дальше. Наследниками манихеев на Востоке были маздаки, а также некоторые течения в исламе и буддизме. На Западе под влиянием учения Мани возникла целая плеяда гностических сект, таких как павликане, богомилы и катары.

Мне бы очень хотелось сказать, что сегодня манихейство осталось в прошлом, но это не так. Отчетливое влияние этой религии можно заметить у «Аум Синрике», «Церкви объединения Муна» и прочих тоталитарных сект. Также о манихействе с восторгом отзывались эзотерики Николай Рерих и Рудольф Штайнер, у которых и в наши дни немало поклонников.

Источники:

Хосроев, А. Л. «История манихейства (Prolegomena)» — Филологический факультет СПбГУ, 2007

Смагина, Е. Б. «Манихейство: по ранним источникам» — Восточная литература, 2011

Виденгрен, Г. «Мани и манихейство» — Издательство «Евразия», 2001