Как нынешняя Россия «почитает» память Шаляпина

12 апреля исполнилось 80 лет со дня смерти Фёдора Ивановича Шаляпина. Как известно, одной из ролей, составивших Фёдору Ивановичу славу, была роль Мефистофеля в опере Гуно «Фауст». Трудно даже вообразить, насколько популярным стал этот образ — Шаляпин в роли Мефистофеля — в русском обществе в начале прошлого века. Но мы можем судить об этом по огромному числу изображений, в том числе почтовых открыток, запечатлевших Шаляпина в этой роли.

На фото — Ф. И. Шаляпин в роли Мефистофеля (в опере Гуно «Фауст»).

А ещё можно судить по тому, насколько широко разошёлся этот образ. Вот, например, известная карикатура советского художника Дени «Троцкий в представлении благочестивой Антанты».


«Троцкий в представлении благочестивой Антанты». Дружеский шарж Дени

Кто бы сейчас мог подумать, что образ Троцкого — «князя мира сего» Дени рисовал с того же Шаляпина? Между тем это очевидно так:

А это — фантик от «конфекты» «Мефистофель», которая выпускалась в Ленинграде в 20-е годы:

Трудно усомниться, что её популярность тоже связана с образом, созданным Шаляпиным… Даже детали костюма и обуви на фантике «конфекты» повторяют сценический костюм Ф. И. Шаляпина.


Сценический костюм Ф. И. Шаляпина для роли Мефистофеля

Могут спросить: а какое это всё имеет отношение к современности, кроме, конечно, памятной даты? К сожалению, самое прямое…
В 1910 году, как раз в разгар популярности шаляпинского Мефистофеля, в Питере, на Петроградской стороне по проекту архитектора Александра Лишневского был построен доходный дом на Лахтинской улице — знаменитый «дом с Мефистофелем». Фронтон здания украшала статуя… ну, разумеется, того же персонажа.

И на протяжении столетия, а вернее 105 лет, дом был излюбленным местом паломничества туристов и уникальным напоминанием о театральном творчестве Ф. И. Шаляпина.
Так продолжалось до 26 августа 2015 года, когда около 15 часов прохожие увидели следующую сценку — с крыши над тимпаном фронтона свесился мужчина с кувалдой, которой он начал колотить по знаменитой скульптуре. Спустя недолгое время она откололась и с грохотом упала на землю, разбившись на куски. Осколки горельефа вандалы увезли с собой… Ранее, как утверждают, священник находящейся напротив местной церкви Ксении Блаженной категорично заявил, что «этой статуи тут не будет».

Вот её и не стало:

Погромщики статуи, впрочем, нисколько не скрывались. Вину в организации уничтожения исторического памятника взял на себя бездомный (!) православный бизнесмен (!) Василий Щедрин. И этот бездомный щедрой рукой внёс за уничтожение памятника компенсацию в размере 664 тысяч рублей. После чего восхищённые такой щедростью следователи закрыли уголовное дело. А вывоз обломков горельефа в день погрома заказал не кто-нибудь, а депутат и глава Петроградского исполкома «Единой России» Андрей Бреус. Он и вовсе не понёс никакой ответственности…
Ну, а как же обстоит дело теперь? Может быть, хоть к 80-летнему юбилею со дня кончины Фёдора Ивановича Шаляпина горельеф восстановлен?
Ничуть не бывало… Властям города на Неве такое и в голову не пришло. С изумительным цинизмом они заявили, что капитальный ремонт «дома с Мефистофелем» числится в программе капремонта под пунктом 10473, и работы запланированы аж на 2021-2023 годы.
Да и есть ли им резон торопиться? А так, пока далёкий 2023 год настанет, как говорится, или ишак сдохнет, или Насреддин, или падишах.
Вот так нынешняя постсоветская Россия в некоторых отношениях далеко обогнала по степени мракобесности даже пресловутую «РКМП», которой она так бездарно стремится подражать…