Когда я училась в старших классах, мы со школьными друзьями приняли участие в игре-тренинге. Она называлась «Ночь триффидов». В ней участникам завязывали глазами и отправляли в актовый зал, как новорожденных котят, беспомощно блуждать в темноте. Мы цеплялись за все, что попадалось нам на пути: стены, мебель, друг друга. Эти абсолютно новые, необычные ощущения вызывали бурю эмоций: слабость, беспомощность, страх, гнев… И при этом мы должны были найти верное решение в сложившейся ситуации! Как думаете, легко это было?
Спустя много лет я увидела в книжном магазине фантастический роман Джона Уиндема «День триффидов», который тут же напомнил мне о давно пережитых чувствах. Я и не подозревала, что игра, которую мы прошли со своими школьными друзьями, была основана на книге. Продавец объяснил мне, что этот роман не переиздавался уже довольно давно (не знаю, правда ли это?). Но он чертовски хорош, и знакомство с ним подарит мне массу эмоций!
Забегая вперёд, скажу, что продавец меня не обманул. И этот роман я читала взахлеб — значительно быстрее многих других книг. И он просто покорил меня! А теперь к деталям.
Роман написан от лица ученого-биолога, который посвятил себя изучению триффидов — уникальных искусственно выведенных растений. Триффид (с английского это название можно перевести как «трехногий») — какая-то секретная разработка, в ходе живо описанных и драматичных обстоятельств вышедшая из лабораторий и сразу получившая широкое распространение. Чудовищные трехногие шагающие растения с ядовитыми жалами вначале превратились в стихийное бедствие и породили волну ужаса. Но так как их масло оказалось невероятно полезным, высококачественным и экономически перспективным, жадность людей быстро победила страх. Численность расплодившихся триффидов изрядно сократили, остальных максимально взяли под контроль, загнав на фермы и в лаборатории. И стал человек властвовать над ещё одним прибыльным видом живых существ.
Интересно то, что автор приписывает триффидам ещё и некое таинственное подобие языка и загадочные зачатки разумности. Все это только нагнетает жуть и мистику в дальнейших описываемых им событиях.
Триффиды являются лишь частью драмы, происходящей с человечеством в этой книге. Второе «обстоятельство», повергающее мир в ад, — метеоритный дождь. Прекрасный и завораживающий вихрь зелёных огней, пронзавших небо, поразивший всех в тот вечер! Им любовались, его обсуждали по радио. И все, кто зачарованно смотрел на эту невиданную красоту, не знали, что это зрелище — последнее, что они видят в своей жизни. На следующий день все они ослепли. Конечно, остались и те, кто, по счастливой случайности, не увидел эту во всех смыслах ослепительную пламенную феерию. Среди них оказался и главный герой — он получил производственную травму (ему триффид в лицо плюнул ядом) из-за чего он с забинтованными глазами лежал в больнице. Проснувшись на следующий день герой обнаружил себя — одинокого, брошенного посреди слепого и стремительно изменяющегося мира. И ему предстоит найти выход из этой ситуации.
Существует утверждение, что авторская работа заключается в том, чтобы придумать интересных героев и задать для них интересную ситуацию. И, если оба эти условия созданы качественно, то сюжет, словно реченька, потечет сам собой, ведь герои будут жить своей жизнью, разруливая созданную проблему. Пожалуй, такое описание писательского труда — сильное упрощение и романтизация. Но в случае с «Днем триффидов» оно выглядит довольно убедительно!
Джон Уиндем создает два фантастических условия, помещает их в реальный мир и будто бы включает невидимый механизм, работающий на силе вопроса «А что если…?». Под воздействием созданных автором условий мир начинает разрушаться. Причем все это написано с такой точностью, с таким вниманием к деталям и железобетонной логикой с размышлениями на тему различных вариантов развития событий, что не остается никаких сомнений: если бы мир поразила эта чума, все именно так бы и выглядело! Мир прошел бы именно через эти стадии разложения! Он умирал именно так, и никак иначе!
Все в описании Джона Уиндема выглядит органичным, логичным и последовательным. Мир гибнет в основном из-за всеобщей слепоты. Лишившись зрения, люди оказались беспомощными как я и мои школьные товарищи в той игре. И, очевидно, они переживали те же волнительные эмоции, что и мы… (Но, в отличие от нас, у них не было уверенности, что это как-то разрешится. Что наступит момент, когда можно будет снять повязки и вернуть себе зрение.) Ослепшие люди не смогли добывать себе еду. И, конечно, блага цивилизации, которые строились на рабочей силе (энергетика, водоснабжение, и т.д.) тоже очень быстро прекратили свое функционирование. Начались погромы, разграбления, мародёрство. А вскоре люди сообразили, что в округе остались еще и зрячие, и если пленить одного, то он сможет глаза целой группе!
Кто мы без нашего зрения? А без сплоченности? А без технологий? А без специфических знаний? Если мир умирает, есть ли в этом всем место морали, состраданию и человечности? Автор медленно и задумчиво обозревает рушащийся мир, задавая эти вопросы себе, герою, читателям. Триффиды же выступают всего лишь как катализатор процесса вымирания людей. Они прячутся по углам, потихоньку умерщвляя слепых и подъедая трупы. Как только человечество утратило хватку, триффиды очень быстро и ловко покинули свои фермы и распространились повсюду.
Мне показалось, что в этом произведении триффиды выступают антагонистами человечеству: у них не было зрения, но была сплоченность, некий коллективный разум, спокойствие и терпение. И как только железная хватка людей дала брешь, это они стали господствовать в мире. И никакой развитый человеческий ум уже не мог остановить их упорство и ядовитые жала.
На фоне медленного и неумолимого разложения мира Джон Уиндем ловко и непринужденно поднимает вопросы морали и человечности. Причем, он это делает так органично и талантливо, что поневоле не только с головой уходишь в чтение, но и начинаешь анализировать все происходящее и думать, что бы в такой ситуации сделал бы ты? Каков был бы твой выбор?
Когда я училась в школе, на пару часов я «лишилась зрения» и, взволнованная, перепуганная, блуждала в кромешной тьме, ища спасения. Это была игра, и все мы это понимали: она скоро кончится, независимо от того, выиграем ли мы её, или нет. Но в романе Джона Уиндема нет спасения. Но есть масса вопросов: как выжить, как и кого спасать, что есть мораль, и на чем вообще держится вся человеческая цивилизация? Кто мы, люди? Почему мы правим миром? Будет ли так, что однажды мы все-таки сами себя и убьем?
Активно призываю всех прочесть этот роман! Великолепная книга! 100 из 100! «День триффидов» даст вам бурю эмоций и тонну тем для размышлений. И в конце, пройдя через весь этот слепой кошмар, надеюсь что вы, как и я, почувствуете, что узнали и поняли что-то невероятно важное. Главное, не теряйте свою веру в генную инженерию и не начните избегать комнатные растения!)))