Рекламные инструменты Facebook автоматически выделили 65 000 россиян, «склонных к государственной измене». Это вызвало опасения, что получившие такую метку пользователи могут быть каким-либо образом репрессированы, и компания удалила данную категорию из своих рекламных инструментов.
Привязка пользователей к определённым категориям — «навешивание ярлыков» — может быть проблемой, так как алгоритмическое определение этнической принадлежности, сексуальных предпочтений и политических взглядов противоречит интересам граждан и законам различных государств о защите данных. Предполагается, что получение подобной информации возможно только при явном согласии человека.
Комментируя для The Guardian ситуацию, представители Facebook заявили, что внесли категорию «госизмена» как феномен, имеющий историческое значение (historical significance; не очень понятно, правда, как «историческое значение» этого феномена связано с рекламой. — Прим. «XX2 век»). А потом удалили её, так как это уголовно наказуемое деяние.
Метки, которыми Facebook помечает пользователей, скрыты от посторонних глаз. Однако заказчик рекламы в социальной сети может выбрать категории пользователей, среди которых хочет распространять свои материалы, и получить эту закрытую информацию.
Алгоритмическое определение интересов пользователей — сердце рекламной платформы Facebook. Это механизм, который позволяет создавать узконаправленную, рассчитанную на определённую категорию людей, рекламу.
Facebook предлагает пользователям контролировать доступ к личным данным — мы можем выбирать, кому показывать наши фото и обновления статуса. Но мы не можем запретить алгоритмам социальной сети создавать скрытый информационный профиль. И это значит, что ситуация с утечкой персональных данных пользователей Facebook может повториться.
Автор — Сергей Сыров