Дарованное совершенство

Дарованное совершенство

Один из самых древних человеческих мифов звучит примерно так:

«Некоторые люди с рождения наделены выдающимися способностями. Это писатели, художники и музыканты, которые потрясают мир своими творениями. Это гениальные изобретатели и ученые, которые меняют нашу цивилизацию. Они изначально превосходят простых смертных своими талантами, поскольку отмечены «божественной печатью» или обладают особым генотипом. Им повезло, ибо у них есть дар.

А всем остальным не повезло. Как бы обычные люди ни старались, им никогда не стать гениями. Максимум что им светит — простое ремесленничество, в котором нет «божественной искры». И если у нас изначально не было подходящего дара, нам никогда не стать ни талантливыми писателями, ни даже талантливыми программистами. А раз так, то можно особо и не дергаться».

Соответствует ли эти представления реальности? Давайте разберемся.

Главный секрет гениальности

В конце 80-х годов XX века шведский психолог Андерс Эрикссон решил исследовать природу таланта. Вместе с двумя коллегами он отправился в Берлинский университет искусств и стал изучать студентов музыкального отделения, игравших на скрипке.

Ученый побеседовал с преподавателями и собрал статистику побед в музыкальных конкурсах. После этого он разделил студентов на три группы:

Лучшие из лучших. В этой группу попали музыканты, которые непременно должны были стать звездами мировой величины.

Отличные музыканты. Они тоже были очень талантливы, но на суперзвезд все-таки не тянули.

Просто хорошие скрипачи. Их, скорее всего, ждала карьера преподавателей музыкальных школ.

Теперь перед Эрикссоном и его командой стояла непростая задача — выяснить, в чем же заключается разница между студентами из этих групп. Психологи тщательно изучили биографии своих подопечных, задали им кучу вопросов и даже заставили вести дневник.

В конце концов, ученым удалось докопаться до истины. Оказалось, что уровень таланта зависит исключительно от количества часов, потраченных на учебу и репетиции. Вот что узнали ученые:

— Каждый «хорошист» на момент исследований в среднем отыграл 3420 часов.

— Отличник — 5300 часов.

— Будущая звезда — 7410 часов.

То есть, чем больше времени студент потратил на репетиции, тем ярче был его музыкальный талант.

Позднее эту же закономерность Эрикссон обнаружил и в других областях. У известных спортсменов, танцоров и ученых «секрет гениальности» был одним и тем же: тысячи часов практики и тренировок.

Тут кто-нибудь наверняка спросит:

— А как же одаренные дети? Разве у них нет врожденных способностей?

Возможно, что я кого-то разочарую, но вундеркинды тоже не появляются просто так. Для их воспитания нужны и усилия со стороны родителей, и годы, потраченные на специальное обучение.

Один их самых известных экспериментов по воспитанию чудо-детей провел венгерских психолог и педагог Ласло Полгар. Однажды он загорелся идей доказать, что гением можно воспитать абсолютно любого ребенка, и для этой цели даже познакомился с женщиной, разделявшей его взгляды.

Вскоре они обзавелись тремя дочерьми. После некоторых раздумий, супруги решили воспитать их выдающимися шахматистками. Решение, надо сказать, было очень необычным: в шахматах в то время фактически безраздельно господствовали мужчины.

Итак, супруги Полгар оставили всех троих девочек на домашнем обучении, и большую часть времени учили их играть в шахматы. Какой же получился результат?

Старшая дочь Сьюзен в 4 года выиграла чемпионат Будапешта для девочек до 11 лет. В 15 лет она стала лучшей шахматисткой мира и получила звание гроссмейстера (причем по стандартам для мужчин).

Средняя дочь София в 1989 году произвела фурор на римском чемпионате, обыграв множество известных мужчин-гроссмейстеров. Некоторое время она занимала 6-е место среди лучших шахматисток мира.

Младшая дочь Юдит превзошла своих сестер. В 15 лет она стала гроссмейстером и в течение 25 лет возглавляла рейтинг лучших женщин-шахматистов. Некоторое время она занимала 8-е место среди лучших шахматистов мира (включая и мужчин), а в 2005 году стала первой женщиной, которая приняла участие в чемпионате мира.

Биография сестер Полгар убедительно доказывает, что настоящий талант — это не врожденный дар, а тяжелый и целенаправленный труд с самого раннего детства.

Когда речь заходит о вундеркиндах, люди чаще всего вспоминают Вольфганга Амадея Моцарта. Однако если мы внимательно посмотрим на его биографию, станет ясно, что никакой врожденной гениальностью тут даже и не пахнет, а великий композитор фактически повторил судьбу сестер Полгар.

Его отец, Леопольд, был скрипачом и композитором, который так и не смог добиться признания. И, как это часто бывает, свои комплексы нереализованные мечты он решил воплотить в своих детях.

Первой его ученицей стала старшая сестра Вольфганга — Мария Анна. По свидетельству современников, уже в 11 лет она играла на клавесине и фортепьяно не хуже профессиональных музыкантов того времени.

С самим Моцартом отец начал заниматься даже раньше, чем с сестрой. Он вкладывал в его музыкальное образование все свое время и ресурсы, обучая его не только игре, но и композиторским навыкам. Кстати, попутно Леопольд написал первую книгу об обучении детей музыкальной грамоте.

Уже к 4 годам Моцарт вовсю играл на скрипке, фортепьяно и других инструментах. А первую свою симфонию он написал в 8 лет (правда, некоторые специалисты считают, что ему в этом помогал отец). Когда мальчику было 6 лет, Леопольд повез его вместе с сестрой в гастрольный тур по Европе, где талантливые дети стали настоящей сенсацией.

Несмотря на стереотипы, биографии одаренных детей как раз и опровергают миф о врожденном таланте. Синити Судзуки, знаменитый автор методики раннего преподавания музыки, писал:

Музыкальность — не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая, может быть развита. Любой ребёнок, обученный должным образом, может стать музыкальным. Это не сложнее, чем говорить на родном языке.

Нейропластичность

Если никакой «божественной печати» не существует, то чем тогда талантливый человек, отличается от обычного? Ответ на этот вопрос заключен в таком свойстве нашего мозга, как нейропластичность.

Долгое время считалось, что мозг статичен. Мол, какой комплект серого вещества мы получили при рождении, с таким и будем жить до конца дней. Но в наше время ученые выяснили, что это совсем не так и мозг способен кардинально меняться под воздействием опыта.

Эта способность мозга к изменениям называется нейропластичностью. Естественно, у детей она выражена сильнее, однако и у взрослых людей мозг волне себе может перестраиваться. Благодаря тренировкам, связи между нейронами в нашей голове способны эволюционировать от «едва заметных тропинок» до настоящих «скоростных магистралей». И что самое удивительное, отдельные участки мозга при этом могут даже менять свой размер.

Идея нейропластичности стала популярной в 2000 году, когда нейробиолог Элеонор Магуайр провела исследование мозга лондонских таксистов.

Тут надо кое-что пояснить. Дело в том, что Лондон — это один из самых запутанных городов мира. Основанный в 43 году нашей эры, он постоянно перестраивался и достраивался, и зачастую это происходило очень спонтанно, хаотично и бессистемно. В результате получился грандиозный лабиринт, в котором можно заблудиться даже с GPS-навигатором.


Карта современного Лондона

Для получения лицензии таксиста, нужно сдать экзамен на знание города. А для этого требуется знать 25 тысяч улиц, расположение основных достопримечательностей, административных зданий, отелей, кафе и множества других объектов. Как со всем этим справляется мозг несчастных водителей?

Магуайр сделала таксистам МРТ. Оказалось, что у них значительно увеличен задний гиппокамп — участок мозга, отвечающий в том числе и за формирование воспоминаний. У нейробиолога возник закономерный вопрос: это обладатели такого мозга становятся таксистами? Или это гиппокамп увеличивается из-за особенностей их работы?

Магуайр исследовала группу из 79 человек, которые только собирались стать таксистами. Она сравнила их мозг с мозгом мужчин из контрольной группы, но никакой разницы не заметила.

Повторное МРТ было сделано спустя четыре года. К этому времени из исследуемой группы только 41 человек сумели получить лицензию таксиста, а остальные провалили экзамен. МРТ показало, что у получивших лицензию гиппокамп вырос, тогда как у не сдавших экзамен он остался прежним.

Из экспериментов Магуайр следовало что, отдельные участки мозга вполне можно «накачать». И тренировать их следовало точно так же, как и мышцы — то есть нагрузкой.

Еще один интересный эксперимент провели в 2012 году израильские нейробиологи и офтальмологи.

Они искали способы лечения возрастной дальнозоркости — весьма распространенного и неприятного заболевания. Его развитие связано с тем, что хрусталик с годами теряет свою эластичность. А из-за этого человеку трудно сфокусироваться на близких объектах и различать границу между светлыми и темными участками.

Эксперимент проходил в течение трех месяцев. Три раза в неделю пожилые люди приходили в лабораторию и выполняли специальные упражнения. Сводились они к тому, чтобы разглядывать мелкие объекты, которые вдобавок почти сливались с фоном.

Да, это было очень непросто и требовало высокой концентрации. Однако через три месяца участники исследований могли спокойно различать шрифт на 60% меньше, чем до начала эксперимента. А многие из них даже начали читать газеты без очков, что раньше для них было просто немыслимо.

Но самое удивительное заключалось не в этом. Обследования показали, что глаза у израильских пенсионеров не изменились. Увы, чудес не произошло, и хрусталик остался таким же, каким и был. А вот область мозга, отвечающая за интерпретацию изображений, значительно увеличилась. Это означало, что мозг приспособился к новым условиям и научился более точно обрабатывать поступающие в него сигналы.  

С более потрясающими эффектами нейропластичности можно познакомиться в научно-популярном фильме «Мозг изменяющий себя сам» (Часть 1, часть 2). 

Как ни странно, но нейропластичность мозга связана с тем, что наш организм очень не любит меняться. Он убежденный консерватор и стремится любой ценой поддерживать гомеостаз, то есть внутреннее равновесие. Если он вдруг попадает в экстремальные условия (которые создаются, например, во время тренировок), он начинает стремительно перестраиваться, пока снова не возвращается к своему любимому равновесию.  

Об этом, кстати, хорошо знают бодибилдеры и другие спортсмены. Ведь именно на стремлении организма приспособиться к нагрузкам и основан рост мышечной массы. Но, как оказалась, это принцип распространяется и на человеческий мозг, что дает нам возможность его развивать.  

Заключение 

Некоторые считают, что слова «У тебя есть дар!» — это хороший комплимент. Но это то же самое, что сказать человеку: 

— Какую хорошую машину тебе родители купили! 

Или: 

— Какую классную должность тебе дали по блату!  

Баскетболист Рэй Аллен, рекордсмен НБА по числу реализованных трехочковых бросков, как-то сказал:  

Когда мне говорят, что мои способности – это дар Божий, я выхожу из себя. Люди, не принижайте мои заслуги! Я каждый день выкладываюсь по полной – не иногда, не время от времени, а каждый божий день. 

И он абсолютно прав. Когда человеку говорят, что у него есть дар, его фактически называют «халявщиком», не отдавая должное его труду и упорству. 

Но это все мелочи, по сравнению с тем, какой ущерб наносит человечеству сама вера в «дарованное совершенство».  

Во-первых, дети, которым случайно «диагностировали» недостаток способностей, уже не имеют возможности их развить. Иногда доходит до абсурда. Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» приводит такой пример: 

Однажды психолог Роджер Барнсли заметил, что большинство профессиональных хоккеистов Канады родились с января по март. Мистика? Астрология?  

Да нет, все оказалось гораздо прозаичнее. По местным правилам, отбор детей в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Следовательно, те мальчики, которые родились в начале года, становятся в своей команде самыми старшими (разница может составлять до 12 месяцев).  

У детей такая разница в возрасте является огромным преимуществом, поскольку старшие ребята обычно бывают самыми рослыми, сильными и ловкими. А потому тренеры элитных команд, которые ищут талантливых детей по всей Канаде, чаще выбирают именно их. Вот и весь секрет «врожденного спортивного таланта» 

Современная система отбора одаренных детей фактически приводит к тому, что миллионы потенциальных талантов закапываются в землю. И вполне возможно, что из-за этого множество гениальных ученых, спортсменов и музыкантов так никогда и не узнают о своих способностях. 

Во-вторых, пресловутая вера во «врожденный дар» заставляет людей отказываться от того, к чему у них лежит душа. Они мечтают о научной или творческой карьере, но вынуждены снова и снова повторять себе, что «им не дано». А дано им тянуть лямку на нелюбимой работе и печально вздыхать, глядя на «одаренных» счастливчиков. 

Правда же заключается в том, что все по-прежнему в наших руках. 

Источники:

Андерс Эрикссон, Роберт Пул «Максимум»

Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего?»

Синити Судзуки «Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов»