В споре с креационистом часто наступает такой момент, когда он заявляет:
— Так ведь большая часть ископаемых гоминид — подделки! Вот взять к примеру пилтдаунского человека…
На просьбу привести еще хотя бы один пример оппонент обычно бормочет что-то невнятное и пытается сменить тему.
Что же это за находка, почему ее так любят креационисты и действительно ли она опровергает эволюционное происхождение человека? Давайте разберемся.
История открытия
Произошло это в далеком 1912 году, когда палеоантропология только-только начала формироваться как наука. Уже были найдены останки неандертальца (1856 год), питекантропа (1890-1893) и гейдельбергского человека (1907 год). Однако находок было еще очень мало, гипотез очень много, а методы датирования останков находились в зачаточном состоянии. Впрочем, энтузиазм исследователей все равно бил через край.
На волне этого энтузиазма и появился пилтдаунский человек. Однажды Смит Вудворд, хранитель отдела геологии Британского музея, получил письмо от археолога-любителя Чарльза Доусона о необычной находке. В гравийном карьере Пилтдауна (Восточный Суссекс) тот обнаружил фрагменты черепа, которые, по всей видимости, принадлежали древнему человеку.
Раскопки в Пилтдауне. Слева Чарльз Доусон (сидит)
Вудворд отправился в Пилтдаун. Вдвоем с Доусоном они обнаружили в тех же карьерах челюсть, каменные орудия и несколько окаменелостей эпохи плиоцена. Вудворд выполнил реконструкцию черепа и нарек находку весьма поэтично — Eoanthropus dawsoni, что переводится как «Человек зари Доунсона». И вскоре на заседании Лондонского географического общества Вудворд и Доусон представили миру новый вид древнего человека.
Пилтдаунский человек. Рисунок 1915 года
«Человек зари» претендовал на роль того самого недостающего звена между обезьяной и человеком, поскольку весьма откровенно сочетал в себе признаки и человека (череп) и обезьяны (челюсть). Предполагалось, что этот странный гибрид жил около миллиона лет назад.
Реакция научного сообщества
В книгах креационистов эту находку преподносят так, словно все ученые тут же восхитились, прослезились и переписали под нее всю науку. Так ли это?
В действительности восторги эта находка вызвала лишь у некоторых британских ученых (да, они были уже в то время). Те, честно говоря, немного завидовали Франции с ее кроманьонцами и Германии, где нашли неандертальца и гейдельбергского человека. А потому пилтдаунский человек стал в какой-то степени предметом патриотической гордости британцев (в 1938 году на месте находки был установлен памятный обелиск).
Памятный обелиск на месте находки
Но в остальном мире к «Человеку зари» отношение было более настороженным. Например, американский зоолог Джеррит Смит Миллер сразу же заявил, что челюсть принадлежит обезьяне. А в советском учебнике антропологии 1941 года пилтдаунскому человеку отводился всего один абзац:
«Большую древность приписывали эоантропу (Eoanthhropus Dawsoni), от которого в Англии в 1911 и в 1915 гг. были найдены остатки двух черепов; найденная вместе с первым черепом нижняя челюсть, по мнению Г. Миллера, принадлежит «древнему шимпанзе» (Pan vetus)».
Надо заметить, что этот учебник вышел под редакцией Виктора Валериановича Бунака — одного из основателей советской антропологической школы.
История закрытия
К сожалению, при жизни Вудворда антропологов к находке почти не подпускали. Но после того как были найдены австралопитек и синантроп, положение «первого англичанина» стало совсем уж шатким, поскольку тот не вписывался в общую картину антропогенеза. К примеру, было замечено, что в процессе эволюции череп гоминид долго сохранял обезьяньи признаки, а челюсть все сильнее «очеловечивалась». У пилтдаунского же человека все было наоборот.
Реконструкция черепа пилтдаунского человека
Затем специалисты обратили внимание, что в районе Пилтдауна нет никаких отложений эпохи плиоцена. И, наконец, череп проверили с помощью фторного анализа, который показал, что ему не более 50 тысяч лет.
Окончательно точку в деле пилтдаунского человека поставили антрополог Вилфрид ле Грос Кларк и анатом Джозеф Вайнер. Они установили, что «человек зари» составлен из фрагментов человеческого черепа и челюсти орангутана, которому подпилили зубы. Также выяснилось, что находка была подкрашена для придания ей древнего вида. В 1953 году Британский музей официально заявил о подделке.
Челюсть пилтдаунского человека
Уже в наше время группа специалистов проверила пилтдаунского человека еще раз, но уже с применением современных методов, в частности анализа ДНК и компьютерной томографии. Выяснилось, что зубы принадлежали молодому орангутану, который обитал на острове Борнео. А фрагменты черепа принадлежали как минимум двум людям, жившим в Средние века.
Главным же подозреваемым в подделке стал Чарльз Доусон. К слову, после его смерти в 1916 году поток находок в Пилтдауне чудесным образом иссяк.
Выводы
Почему же креационисты так дорожат пилтдаунским человеком, что он у них неизменно кочует из одной книги в другую? Все просто: для них это чуть ли не единственный повод от души покричать «Акелла промахнулся!» и заявить о несостоятельности теории эволюции. К примеру, статья о пилтдаунском человеке на одном из креационистских сайтов заканчивается таким мощным выводом:
«Эантроп (пилтдаунский человек) никогда не существовал, поэтому не может служить доказательством эволюционно-биологического развития человека. В действительности, человек был создан Богом в шестой день. История с пилтдаунским человеком является ярчайшим примером того, как научное сообщество зависит от самых фантастических гипотез, не подвергая сомнению то, что, якобы является доказательством эволюции».
В связи с этим хочется спросить: неужели научное сообщество прислушалось-таки к доводам сторонников «разумного замысла», а потому и заявило о подделке? Да нет же, именно естественное развитие все той же науки, столь нелюбимой креационистами, и помогло в конечном итоге установить истину.