Выученная беспомощность

Выученная беспомощность

«Что не убивает меня, то делает меня сильнее» — этот афоризм Ницше сегодня охотно цитируют к месту и не к месту. Особенно его любят те, кто пишут о саморазвитии, достижении успеха и выходе из пресловутой «зоны комфорта».

На первый взгляд может показаться, что Ницше прав. Ведь человек, прошедший через горнила испытаний, наверняка научится лучше «держать удар» и будет стойко переносить любые трудности. Так?

Нет, не так. В мире полно мужчин и женщин, которым по воле судьбы пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Но от этого они почему-то не превратились в сверхлюдей. Наоборот: многие из них после всего пережитого стали слабыми и пассивными, словно неприятности раздавили их раз и навсегда.

Почему так происходит, и в чем ошибся немецкий философ? Давайте разберемся.

Эксперименты Селигмана

В 1964 году психолог Мартин Селигман провел серию опытов на собаках. В отличие от доброго дедушки Павлова, Селигман изучал не положительные, а отрицательные подкрепления. Он помещал собак в специальные клетки, где после определенного звукового сигнала они получали удар током.

Естественно, что вскоре собаки начали панически бояться этого звука. Чтобы убедиться в закреплении нового рефлекса, Селигман открыл дверцы нараспашку и снова включил сигнал. Ученый ожидал, что животные со всех ног выскочат из клетки, но этого почему-то не произошло. Едва услышав знакомый сигнал, собаки просто ложились на пол и начинали скулить.

Результат противоречил тогдашним представлениям бихевиористов, поэтому Селигман выдвинул необычную гипотезу. Он предположил, что собаки впадали в ступор не от страха, а из-за того, что во время эксперимента привыкли к беспомощности.

Чтобы проверить эту версию, ученый в 1967 году поставил новый эксперимент. На это раз он разделил собак на три группы:

— 1-я группа получала удары током, однако в любой момент могла это прекратить.
— 2-я группа не могла этого сделать.
— 3-я группа была контрольной и ударов током не получала.

Через какое-то время всех подопытных животных пересадили в другие клетки. Перегородка в новых клетках была низкой, а потому любая собака могла без труда ее перепрыгнуть. И когда животные из первой и третьей группы получили удар током, они, как предполагалось, просто убежали.

Но собаки из второй группы повели себя иначе. Вместо того чтобы убежать, они сначала метались по клетке, а потом все так же ложились на пол и скулили. И даже когда ученые увеличили силу разрядов, они не сделали ничего, чтобы спастись.

Во время первой части эксперимента эти собаки привыкли к тому, что от них ничего не зависит. И привыкнув, они уже не пытались изменить ситуацию даже тогда, когда такая возможность у них появилась.

Открытый Селигманом эффект стали называть «выученной беспомощностью».

Выученная беспомощность у людей

Собак, конечно же, жалко. Но как выяснилось позднее, «собаками Селигмана» запросто могут стать и люди.

Однажды ученые решили проверить, образуется ли выученная беспомощность у людей, и поставили небольшой эксперимент над студентами. Током их, правда, не били, а разделили на две группы и усадили решать задачи. При этом первой группе ученые давали нормальные задачи, а второй — задачи, которые не имели решения.

В самом конце эксперимента обеим группам дали решить совсем уж элементарную задачу. Первая группа, естественно, справилась с ней легко. А вот во второй группе, где уже все привыкли, что задачи не решаются, с задачей почти никто не справился.

Но выученная беспомощность встречается не только в лабораториях — люди постоянно сталкиваются с ней и в повседневной жизни. Вот несколько типичных ситуаций:

Пример №1

Сотрудникам фирмы ХХХ не повезло. В торговый отдел назначили нового начальника, который оказался редкостным самодуром. Он страдал резкими перепадами настроения, а потому ежедневно штрафовал подчиненных за малейшую провинность. Впрочем, некоторые получали нагоняй или штраф просто так: им достаточно было попасть новому начальнику под горячую руку.

Вскоре сотрудники перестали проявлять инициативу, а производительность их труда упала ниже плинтуса. И это понятно: зачем стараться и что-то делать, если ты в любом случае окажешься виноватым? Начальник от этого стал беситься еще сильнее, однако в сложившейся ситуации был виноват только он сам.

Но интересно тут другое: почему-то лишь немногие сотрудники написали заявление об уходе или попытались пожаловаться вышестоящему руководству. Остальных судя по всему такая ситуация в отделе вполне устраивала.

Пример №2

Светлане тоже не повезло. Ее муж оказался очень закомплексованным, а потому очень мнительным и ревнивым человеком. За пять лет совместной жизни он научился устраивать своей жене истерики, когда она:

— Задерживалась на работе хотя бы на 10 минут;
— Одевалась слишком красиво;
— Не хотела общаться с его друзьями;
— Общалась со своими друзьями;
— Слушала не ту музыку;
и. т. д.

Брак стремительно разваливался. Что бы Светлана ни делала, все могло в любой момент закончиться скандалом. Естественно, что ей уже не хотелось тратить время ни на дом, ни на семью.

Будем надеяться, что Светлана рано или поздно подаст на развод. Однако часто женщины почему-то пытаются сохранить подобный брак и с годами превращаются в бледную тень от себя прежних.

Пример №3

Не повезло и Олегу, хотя он и окончил университет с красным дипломом. Сперва Олегу казалось, что перед ним открыты все дороги. Однако вскоре выяснилось, что в его провинциальном городе молодой специалист не может найти работу.

Одни предприятия брали только людей с опытом. А на других — требовали владение новыми технологиями, с которыми Олег не был знаком, поскольку университетская программа отставала от современных реалий.

После восьми неудачных собеседований Олег сдался. Он устроился продавцом в магазин бытовой техники, где и трудится уже двенадцать лет. Новых попыток найти работу по специальности он уже не делал.

Пример №4

А вот Федору повезло. Он хорошо знает, что такое выученная беспомощность и как правильно ей пользоваться. Федор получил диплом психолога, закончил в США тренерские курсы и сегодня проводит в России пятидневные тренинги по «личностному росту».

Его занятия проходят по одному и тому же сценарию. В первые дни тренинга Федор старательно оскорбляет и унижает всех пришедших, пока те в полной мере не ощутят свою беспомощность и никчемность.

Ближе к концу курсов он начинает хвалить учеников за их «успехи». От этой похвалы ученики впадают в продолжительный экстаз. Они начинают боготворить Федора и с радостью отдают деньги за все новые и новые тренинги.

Подобных примеров можно привести еще много. Выученная беспомощность также встречается:

— У ребенка, который воспитывался деспотичными и непредсказуемыми родителями.
— У начинающего бизнесмена, который несколько раз подряд потерпел неудачу.
— У людей, неоднократно отвергнутых противоположенным полом.
— У членов религиозных организаций, в которых грехом объявлено то, чему противостоять невозможно или что в современном обществе является нормальным.
— У жителей тоталитарного государства, где люди определенных национальностей, социальных групп или классов автоматически становятся врагами или существами второго сорта.

Проблема выученной беспомощности еще и в том, что она способна постепенно просачиваться во все сферы человеческой жизни. Тот, кто чувствует беспомощность на работе, может со временем стать беспомощным и в личных отношениях. Или наоборот.

Кто виноват?

Выученная беспомощность возникает из-за сбоя в системе «стимул-реакция». В какой-то степени она противоположена «голубиному суеверию», о котором мы уже писали. Но если у голубей Скиннера появлялась иллюзия контроля над ситуацией, то беспомощность у собак Селигмана как раз и была вызвана отсутствием этого контроля. Рефлексы словно говорили им: «Ты все равно ничего не изменишь. Так что не дергайся, не трать напрасно энергию».

У человека выученная беспомощность обычно возникает в следующих ситуациях:

Череда неудач

Как бы нам ни хотелось верить в обратное, но случайность в нашей жизни играет весьма заметную роль. А это значит, что каждый человек может вновь и вновь терпеть поражение, независимо от того, какие усилия он прикладывает. И если одни способны стиснуть зубы и дождаться «белой полосы», то у других после нескольких провалов навсегда пропадает желание что-либо делать.

Форс-мажоры

Есть ситуации, в которых мы действительно ни на что не влияем. К ним относятся стихийные бедствия, неожиданное горе в семье, несчастные случаи, сложная политическая или экономическая обстановка в стране и многое другое. Попав в такие ситуации, люди чувствуют себя щепкой в бушующем океане, что не так уж далеко от истины. Это ощущение беспомощности может затянуться и со временем перерасти в привычку.

Игра без правил

Иногда нам приходится сталкиваться с хаосом в облике общества или отдельных людей. И в этом случае наши поступки приводят совсем не к тем результатам, которые мы ожидаем.

У игры без правил, в свою очередь, есть несколько вариантов:

— Отсутствие последствий. Пример: руководство предприятия, которое игнорирует все инициативы исходящие от сотрудников.

— Одни и те же последствия. Пример: сотрудники получают от начальства нагоняй, независимо от качества работы (как в нашем случае с начальником-самодуром).

— Непредсказуемые последствия. Пример: сотрудник может получить штраф после качественной работы и премию после откровенного безделья.

Люди, которым приходится регулярно играть в игры без правил, со временем становятся пассивными и опускают руки.

Как справиться с выученной беспомощностью?

Сразу оговорюсь: я не психиатр, не психолог и даже не бизнес-коуч. Все написанное ниже рассчитано на тех, кто предпочитает решать свои проблемы самостоятельно и способен это сделать. Если же нет уверенности в своих силах, то стоит обратиться к соответствующему специалисту.

Итак, что делать тем, кто «диагностировал» у себя выученную беспомощность?

Найти то, что еще можно контролировать

На вопрос «Что делать?» главный ответ будет таким: делать хоть что-нибудь. Делать все, что поможет сохранить хоть какой-то контроль над ситуацией и не превратится в покорное и забитое существо. Этот совет дал психиатр Бруно Беттельгейм, который в свое время прошел фашистские концлагеря Дахау и Бухенвальд.

Бруно Беттельгейм (1903-1990)

В жизни бывает всякое. Иногда люди полностью теряют власть над своей судьбой и вынуждены бесконечно играть в чужие игры без правил. Чтобы в таких условиях сохранить человеческое достоинство, нужно совершать поступки, которые требуют активных действий и осознанного выбора.

Можно почистить зубы? Чистим зубы. Можно почитать газету? Читаем газету. Можно полить цветы? Идем и поливаем эти чертовы цветы. Делаем все что угодно, лишь бы покорно не дожидаться очередного удара током.

Вернуться к конструктивному мышлению

Да, судьба к нам несправедлива. Да, это мы сами во всем виноваты. Да, это все из-за начальника, коллег, родственников, Путина и лично Господа Бога. Делать-то что?

Если мы снова и снова терпим неудачу, то для начала стоит успокоиться, а потом трезво проанализировать ситуацию.

Почему так происходит? В чем причина нашей проблемы? А можно ли устранить эту причину? А можно ли решить проблему в обход или в несколько ходов? А какие факторы могут повысить шансы на успех?

Эмоции — плохие советчики. Разум — вот лучший друг человека.

Добиваться успеха маленькими шагами

Выученная беспомощность напрочь разрушает нашу систему мотивации: мы теряем волю к победе и всякое желание действовать.

В этом случае можно ставить перед собой небольшие задачи, которые мы наверняка сумеем успешно решить. Годится любая мелочь, с которой можно благополучно справиться. Тут важно не получить конкретный результат, а снова ощутить вкус удачи, избавиться от чувства беспомощности и восстановить поврежденный механизм мотивации.

Некоторые люди для этой цели заводят специальные «дневники успеха», куда записывают все свои достижения за день. По их словам, это помогает черпать вдохновение в те минуты, когда опускаются руки.

Коллекционировать и ожидать неудачи

Это техника для продвинутых и отчаянных. Ее суть в том, чтобы сместить фокус внимания с успехов на неудачи. Если впереди нас заведомо ждет бесконечная череда поражений, то стоит сосредоточиться именно на них, а не на ожидании побед, которых будет мало.

Техникой активно пользуются представители самой нервной профессии в капиталистических странах — агенты по продажам. Им приходится ежедневно выслушивать от собеседников отказы, причем часто в очень грубой форме.

Чтобы преодолеть страх перед отказами (и посылами), агенты расчерчивают поле из 1000 квадратиков и после каждой неудачи закрашивают один квадрат. Их конечная цель — полностью закрасить все квадраты. К этому моменту нервы агентов превращаются в стальной трос.

Это технику можно легко приспособить и для своих целей. Работает она просто: мы не ждем успеха, а потому у нас не возникает чувства, что мы не контролируем ситуацию.

Как видим, с выученной беспомощностью справиться все-таки можно. Остается только пожелать читателям никогда не попадать в ситуации, в которых эти советы смогут пригодиться.