Локвуд и компания

Многие талантливые авторы писали и пишут для детей так, что их невероятные истории выходят за рамки просто детской литературы. Их миры завораживают людей всех возрастов, их повествование оказывается глубже и многограннее, чем кажется на первый взгляд, а их героям хочется сопереживать, с волнением наблюдая за их приключениями, невзирая на возраст. Таковы произведения Роулинг, Геймана, Толкина. А недавно я познакомилась с произведениями другого талантливого писателя — Джонатана Страуда, и его серией «Локвуд и компания», которая заявлена как детско-подростковая, но на деле, как мне кажется, значительно выходит за эти рамки.

Оговорюсь сразу, что свои впечатления я составила на основе прочтения первых двух книг — «Кричащая лестница» и «Шепчущий череп», хотя в серии уже вышли еще две следующие части. Я постараюсь максимально полно и последовательно поделиться своими мыслями и эмоциями от прочитанного.

События серии разворачиваются в старом и мрачном Лондоне. Примерно начало XX века: есть автомобили, электричество, телефония, но нет телевидения, радиовещания, не говоря уже об интернете. В описываемом мире есть всего одно фантастическое допущение, которое при этом полностью подчиняет себе все и наполняет привычный мир множеством необычных деталей. Это допущение — существование призраков.

Проблема — так именуется в серии внезапно возникшее нашествие Гостей с того света. Это явление охватило Британию относительно недавно, но сильно повлияло на жизни людей. Призраки в этом мире не просто пугающие полупрозрачные видения, а существа, несущие вполне реальную угрозу, способные причинить вред и убить. Призраки делятся на разные типы и категории в зависимости от характера поведения и уровня угрозы. Самые слабые лишь пугают и легко изгоняются, более сильные способны подчинять волю человека и выкидывать разные фокусы. А уж если несколько призраков объединились…

Значительные силы человечество тратит на борьбу с призраками, выявление и уничтожение их источников (предметов и мест, через которые призраки проникают в этот мир, так как при жизни они были эмоционально связаны с этими объектами или местами). Этими опасными делами занимаются специально подготовленные люди — оперативники из агентств парапсихологических расследований. Они бесстрашно рискуют своими жизнями, сражаясь с Гостями с того света, выискивая и уничтожая источники, даря мрачному городу долгожданную безопасность.

«Локвуд и компания» — это название самого маленького в Лондоне агентства паранормальных расследований, состоящего всего из трёх человек: обаятельного и скрытного Энтони Локвуда — основателя и руководителя; пухленького и в меру неуклюжего Джорджа Каббинса — неутомимого искателя истины, исследователя библиотек и архивов; и Карлайл — недавно нанявшейся в агентство оперативницей, от лица которой ведётся повествование. Одной из отличительных черт детско-подростковой литературы являются юные персонажи. И оперативники «Локвуд и компания», несмотря на свою независимость (личную, деловую, финансовую) и крайне опасную работу- несовершеннолетние. Всем персонажам примерно 13-15 лет (я не смогла найти в книгах точную цифру, но по моим ощущениям их возраст находится в этом интервале).

 

 

 

Автор книги дает юному возрасту своих героев очень интересное логическое обоснование: все оперативники в существующих парапсихологических агентствах — несовершеннолетние. Ведь чтобы выявлять источники, нужно быть медиумом, то есть обладать даром видеть / слышать / чувствовать присутствие призраков. А такие таланты проявляются у детей и подростков и пропадают по мере взросления.

В описанном Джонатаном Страудом мире дети ежедневно подвергают себя опасности на благо общества, а взрослея, теряют талант и оказываются никому не нужны. Лучшая участь — стать взрослым-руководителем группы юных оперативников и обучать их, опираясь на прежний опыт. Автор мог бы по-радужному описывать «веселые» приключения смелых и независимых детишек, опуская мрачные детали, приближающие картину к реальности. Но Страуд, как всегда, беспощаден (как всегда — это из моего опыта прочтения его трилогии «Бартимеус», где все было там мрачно и страшно, что у меня сердце разрывалось, что говорить о юных читателях, на которых ориентируется автор). Автор насыщает повествование деталями, которые дают нам понять: все очень серьезно. Мы видим старого оперативника, у которого за годы работы настолько расшатались нервы, что с возрастом, утратив дар видеть призраков, он потерял еще и остатки рассудка, превратившись в нечто жалкое и опасное для себя и окружающих. Мы встречаемся с молодым человеком, который агрессивно ведет себя, но в минуту слабости признается — его дар притупился, и ему очень страшно признавать горькую правду — очень скоро его карьере, а значит и жизни, придет конец.  Ведь для оперативника карьера и работа — и есть вся их жизнь. Автор не скупится на детали, не жалея своих читателей, не смягчая углы. Благодаря тому мир кажется значительно глубже и правдоподобнее.

Джонатан Страуд вообще мастер создавать атмосферу. Он делает все, чтобы создаваемый им мир выглядел логично и естественно, и при этом не терял в «зрелищности». Он потрясающе описывает локации, так что все эти мрачные особняки с широкими лестницами и темными коридорами, узкие улицы с тусклыми фонарями, гиблые болота — все оживает перед глазами читателя.  Мир Страуда очень похож на наш, но помимо мистической мрачности он насыщен любопытными деталями, которые, с одной стороны, разительно отличают его от привычной действительности, а с другой — добавляют происходящим событиям логики и убедительности. Например, призраки боятся железа, серебра, света и проточной воды (видимо, автор черпал вдохновение в существующих суевериях и мифах о привидениях). Поэтому в описанном мире изобретено множество необычных устройств и методов для того, чтобы обезопаситься от призраков. Например, многие дома «обводят» полосой из металлической брусчатки, а иногда и желобками с проточной водой, вдоль улиц по вечерам зажигают Призрак-лампы —  электрические фонари, призванные отгонять Гостей ярким белым светом. Эти мелкие, но важные, детали плотно вплетены в тело произведения, создавая ощущение реального присутствия Проблемы и отчаяния, с которым люди пытаются защитить себя от нее. Благодаря этому мир Страуда — загадочный, мрачноватый и таинственный становится почти осязаемым.

Сюжет, как того и требует жанр, очень лихой и динамичный. «Локвуд и компания» — это мистический детектив:  одна книга — одно крупное расследование, плюс несколько попутных ситуаций и перипетий, плотно сплетенных в один сложный и очень интересный сюжет. Вторая книга является также логическим продолжением первой: в ней появляются отсылки к событиям предыдущей части и маленькие таинственные намеки, постепенно вырисовывающие картину общего сюжета — некоего грандиозного секрета, который героям предстоит раскрыть в конце. Загадки, боевые столкновения с привидениями, бытовые трудности, личные проблемы, дружба, взаимовыручка — все в идеальном балансе, чтобы подарить читателю максимум удовольствия.

Персонажи у Страуда тоже живые, настоящие. Иногда автор чуть-чуть съезжает в сторону карикатурности, но это только добавляет красок. С гротеском он не перебарщивает, и всегда умеет добавить мрачной реальности: то всплывут какие-то подробности биографии, то случится неожиданное признание. За каждым персонажем чувствуется его длинная персональная история, полная радости и боли, сделавшая его именно таким, каков он есть.

 

«Локвуд и компания» — это, в первую очередь, развлекательная литература. И автор очень добросовестно отнесся к ее созданию: книга читается легко, на одном дыхании, сюжет насыщенный и захватывающий, герои живые, вызывающие желание сопереживать им, а мир создан так скрупулезно, с таким вниманием к деталям, что буквально оживает в голове, и в него хочется возвращаться снова и снова. Да, это всего лишь детские книги, которые помогут приятно скоротать время, например, в метро или поезде. Но за простыми и веселыми историями о приведениях кроются вполне серьезные темы: не все дети бывают желанными, не все люди — любимыми, не для всех наступит счастливый конец; о стремлениях к цели — не только благородном, но и маниакальном, не гнушаясь испачкать руки в крови; о жадности и злобе,  и даже о том, что иногда, сколько бы ты ни старался, ты можешь быть обречен — на нищету, одиночество, забвение. А уровень эмоционального напряжения и «мрачняка» местами значительно превосходит ожидания от книги для 13-летних. Впрочем, возможно это мои личные предубеждения относительно детской литературы. =) Как я поняла, Джонатан Страуд считает, что дети не настолько впечатлительная и нежная публика, чтобы с ними нельзя было говорить всерьез, без излишних смягчений. И я не знаю, что там насчет детей, но лично мне его книги доставили огромное удовольствие.