Серия книг «Княжеский пир»

Серия книг «Княжеский пир»

Давным-давно, когда деревья были выше, трава зеленее, а автор этих строк ходил в школу, писатель по имени Юрий Никитин решил создать свое, с игрой в тавлеи и срамными девками, фэнтези в древнерусском стиле, фэнтези, в котором действие происходило бы не в псевдославянском мире, аналогичном созданному Марией Семеновой в «Волкодаве», а в самой, что ни на есть сказочно-былинной Древней Руси, центром которой является город Киев, правит коим князь Владимир Красно Солнышко, которого Никитин не раздумывая отождествил с Владимиром I Святославичем, более того, основные сюжетные линии задуманной Никитиным франшизы происходили исключительно в первый период правления Владимира, сиречь когда князь еще был язычником.

Самим Юрием Александровичем были написаны два романа, первым из которых стал «Княжеский пир», задавший марку и давший название всей серии — впервые в нем появились сам Владимир, его советник -верховный волхв всея Руси Белоян, которого Никитин наделил мордой медведя и собственно изначальная локация — княжеский пир. Вторым романом стал «Главный бой», героем которого стал Добрыня.

Впоследствии, автор «кинул клич» к продолжению серии, на который откликнулись несколько молодых авторов. Более того, в переиздании «Главного боя» в 2002 году от издательства «Эксмо» Никитин опубликовал правила для тех, кто восхочет пополнить серию. К сожалению, пар ушел в свисток, стремительно вспыхнув, серия так и угасла, как, к слову вся фэнтезийная линейка «Центрполиграфа», Юрий Никитин превратился в Гая Юлия Орловского и, мягко говоря, исписался, чем и похоронил интерес к своему творчеству.

А теперь небольшой обзор серии. Вышли в ней произведения следующих авторов:

1. Юрий Никитин — «Княжий пир», «Главный бой» (впоследствии оба переиздавались в «Эксмо» после того, как Никитин перешел в это издательство)

2. Дмитрий Янковский — «Голос булата», «Знак пути», «Логово тьмы», «Шестой витязь» (но об этой книге чуть дальше). Впоследствии вся четверка была переиздана в «Лениздате»

3. Евгений Адеев — «Цена Чести». Именно эта книга и является четвертым романом из цикла Янковского, но как заявлял сам автор, его друг, Евгений Адеев, хотел стать писателем, поэтому Янковский разрешил ему выпустить книгу под его авторством. Самый памятный мне роман серии, с которого и началось знакомство с «Пиром»

4. Александр Нуждаев — «Ратибор Новгородец». Неплохой образчик древнерусского героического фэнтези, один из немногих романов серии, где Змей Горыныч представлен не только как огнедышащая крылатая рептилия о трех головах, а как вполне себе маг — полиморф, способный принимать человечье обличье

5. Владимир Перемолотов — «Талисман власти», «Паучья лапка», «Внешний враг» — эти три книги вышли в «Центрполиграфе». А вот четвертая книга — «Тень воина» — вышла уже в издательстве «Армада»

6. Дмитрий Сорокин — «Оберег» — в меру хулиганское, в меру стебовое переложение как пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», так и сказок о Еруслане Лазоревиче. Читалось весьма неплохо.

7. Вячеслав Грацкий «Заговор древних». Издавался питерской «Азбукой», той самой, что издает ныне романы Семеновой. Наименее понравился из всей серии. Как минимум не мог простить автору превращение Белояна в Белояра. Кстати, это первый роман цикла, где Добрыня прямо назван Никитичем

8. Максим Мелехов — «Черная радуга».

9. Василий Купцов — «Последний леший». Упомянутые одним предложением в «Цене чести» сведения о том, что Рахта и Сухмат изловили лешего обрели самостоятельный сюжет и зажили своей жизнью. В целом читалось весьма неплохо.В том числе с пресловутой сказкой про лису, зайца и две березы, знакомой каждому, кто хотя бы раз в жизни смотрел фильм «Александр Невский».

Каждая книга, выходившая в «Центрполиграфе» снабжалась картой мира, где происходит действие, сиречь сказочно-былинной Руси. На карте радовала Москва в Х веке, ну и название одного из племен — отморозки.

Теперь о самих книгах. Надо сказать, что серия вобрала в себя все достоинства и недостатки своего зачинателя — захватывающий сюжет в стиле «богатырь в чисто поле поскакал, всех врагов он там порубал», минимум словоблудия, неплохо проработанный древнерусский сказочно-былинный мир, но вместе с тем герои в основной своей массе не самые живые, а по степени правдолюбия, основная масса героев «Пира» заткнет за пояс пресловутого Эддарда Старка, что мягко говоря идет вразрез с первоисточником, сиречь былинами. Былины почитать — Недов Старков среди богатырей не так уж и много, а некоторые вполне способны преподать пару уроков членовредительства Рамси Болтону.

Наиболее живым из всех персонажей выглядит князь Владимир, правда только у Никитина, поскольку в других романах он постепенно превращается в декорацию. Ну и конечно пересказ бородатых анекдотов на древнерусский мотив, включая пресловутую сказку про лису и зайца, а еще доставляющий пересказ сюжета мифов о Трое и походе аргонавтов из «Оберега», если поначалу и смотрится смешно, то потом начинает уже откровенно надоедать. Вместе с тем, серия «Княжеский пир» произвела неизгладимое впечатление на меня в бытность школьником, жаль только что она стремительно вспыхнула и столь же стремительно канула в Лету.