Я просто выполнял приказ

Это произошло в июле 1941 года. Возле сербского городка Смедеревска Паланка немцы арестовали шестнадцать местных жителей и обвинили их в помощи партизанам. Пленных приговорили к расстрелу. С завязанными глазами их построили возле стога сена, и солдаты приготовилась открыть огонь.

Внезапно один из немцев, ефрейтор по имени Йозеф Шульц, бросил винтовку на землю:

— Я не буду стрелять. Эти люди ни в чем не виноваты.

Отважного немца расстреляли в тот же день.

После войны Йозеф Шульц стал героем Югославии. Ему ставили памятники, а про его подвиг рассказывали в школах. И каждый, кто слышал его историю, невольно спрашивал себя:

— А смог бы я на его месте поступить так же?

Ученик и учитель

Двое будущих участников эксперимента сидят в коридоре Йельского университета. К ним подходит высокий строгий мужчина в белом халате. Он здоровается с добровольцами и коротко рассказывает им о сути исследований.

— Мы изучаем работу человеческой памяти, — говорит он. — Одна из современных гипотез гласит, что процесс запоминания происходит наиболее эффективно, когда за неправильный ответ ученик получает наказание. Именно это предположение мы и будем сегодня с вами проверять.

Участники тянут жребий, и роль «ученика» достается пожилому добродушному ирландцу. Исследователь заводит обоих мужчин в отдельную комнату, усаживает «ученика» в кресло и фиксирует его руки ремнями.

— Это чтобы избежать ненужных движений, — поясняет ученый. Он смазывает руки ирландца специальной пастой и присоединяет к ним электроды. — Сейчас «учитель» прочитает вам пары ассоциативно связанных слов, а вы постараетесь их запомнить. Затем он будет называть отдельные слова и четыре варианта ответа. Вы должны вспомнить, какая пара им соответствует, и нажимать на пульте номер правильного ответа. Если ошибетесь, то получите наказание — электрический разряд. Все ли вам понятно?

— Да, все ясно. Но я должен сообщить, что у меня проблемы с сердцем. Не опасно ли это?

— Не беспокойтесь, — отвечает ученый. — Разряды могут быть болезненными, но для здоровья они не опасны.

Теперь наступает очередь «учителя». Исследовать уводит его в соседнюю комнату и сажает за стол, на котором стоит огромный генератор тока. По всей панели прибора тянется череда переключателей от 15 до 450 вольт. Под ними стоят поясняющие надписи: самая первая — «Слабый ток», а самая последняя — «Осторожно! Опасно для жизни!».

— После каждого неправильного ответа вы будете увеличивать силу разряда, — говорит ученый.

Эксперимент начинается. Первое время «ученик» отвечает правильно, но, в конце концов, допускает ошибку. «Учитель» нажимает первый переключатель.

После этого неверные ответы начинают следовать один за другим. Напряжение разрядов стремительно нарастает. После 75 вольт ирландец начинает постанывать после каждого удара. Когда напряжение доходит до 150 он кричит из-за стенки:

— Хватит! Остановитесь! Я же сказал: у меня больное сердце. Оно начинает меня беспокоить!

«Учитель» с облегчением отодвигается от пульта, однако исследователь его останавливает:

— Эксперимент требует, чтобы вы продолжали!

— Но этот человек не хочет! Он сказал, что у него сердце…, — бормочет мужчина.

— Нравится это «ученику» или нет, но мы должны продолжать.

И «учитель» продолжает. Сперва ирландец просто умоляет их прекратить. Затем он кричит, что больше не будет отвечать ни на какие вопросы.

— Если «ученик» не отвечает в течение четырех секунд — это засчитывается как неправильный ответ, — отвечает ученый на немой вопрос «учителя». — Продолжайте, пожалуйста!

У «учителя» начинается нервный смех. Он хватается за голову и до крови кусает губы. Он на грани нервного срыва, но по-прежнему послушно продолжает увеличивать напряжение.

Ирландец больше не дает ответов, а вскоре он перестает даже кричать.

— Может посмотреть, что с ним? — предлагает «учитель».

— Мы не имеем на это право до окончания эксперимента. Продолжайте, пожалуйста.

— Но здесь написано «Опасно для жизни»! Кто будет отвечать, если с ним что-то случится?!

— Отвечать буду я. Эксперимент требует, чтобы вы продолжали.

Вскоре «учитель» доходит до последней отметки — 450 вольт. Тишина в соседней комнате кажется зловещей.

— Как вы себя чувствуете? — спрашивает исследователь у «учителя».

— Я-то нормально, — отвечает мужчина, — но тот человек меня очень беспокоит… Он так кричал!

— Тогда почему же вы не остановились?

— Но вы же сами говорили мне продолжать! — «учитель» нервно мнет пальцами сигарету.

— Я хотел бы немного рассказать вам об этом эксперименте, — наконец говорит исследователь. — На самом деле мы изучали не память.

— Простите?

— Человек в той комнате не получал никаких ударов током, — объясняет ученый. — Мы изучали вашу реакцию на указания исследователя.

— Так он не пострадал? Ну, слава богу! А то я так переживал! Даже хотел отказаться…

Из соседней комнаты выходит ирландец, целый и невредимый. Он улыбается и пожимает руку своему недавнему палачу.

Эксперименты Милгрэма

Это был лишь один из экспериментов по изучению влияния, которые проводил психолог Стэнли Милгрэм. В первой серии его исследований приняли участие 40 мужчин. Они были разных возрастов (от 20 до 50 лет) и относились к разным социальным группам. В роли «учителей» поочередно побывали и рабочие, и даже директора крупных компаний.

Прежде чем читать дальше, попробуйте угадать: сколько человек из 40 отказались продолжать эксперимент? И сколько из них смогли дойти до 450 вольт?

Правильный ответ: 5 человек прекратили эксперимент после первых же требований «ученика». 9 человек вышли из эксперимента, когда напряжение составляло от 315 до 375 вольт. И 26 человек (65% испытуемых) выполняли распоряжения исследователя до самого конца.

Позднее Милгрэм повторял свой эксперимент с разными вариациями. Сперва он захотел выяснить, как влияет на поведение «учителя» близость «ученика» и того, кто отдает ему приказы.

Оказалось, что чем ближе «ученик» находится к «учителю» (например, если он сидел в соседнем кресле), тем чаще происходили отказы. И чем дальше находился экспериментатор (например, когда он отдавал команды по телефону), тем менее охотно люди ему повиновались.

После этого Милгрэм решил проверить влияние групповых факторов. В новой серии экспериментов он исследовал поведение «учителя» в группе других «учителей» — специально приглашенных для этой цели актеров. Результаты оказались следующими:

— Когда «подсадные» участники отказывались продолжать, то в 90% случаев это делали и испытуемые (это отчасти совпадает с исследованиями Аша ).
— Если же рубильник нажимал другой участник, а испытуемый лишь выполнял вспомогательные функции, то лишь 3 человека из 40 отказывались продолжить эксперимент.

Из своих исследований Милгрэм сделал весьма неприятные для человечества выводы. По его словам, большинство людей не способны противостоять влиянию легитимного авторитета. Они подчиняются любым приказам, не обращая при этом внимания на законы морали.

Этого не может быть!

Перед тем как начать свой эксперимент, Милгрэм рассказал о нем студентам и преподавателям Йельского университета. Затем он спросил их:

— Как вы думаете, сколько человек дойдет до последней отметки?

Тогда еще ответ казался всем очевидным. Студенты называли цифру от 0 до 3%. А мудрые преподаватели-психологи заявили, что все участники откажутся сразу, как только напряжение станет достаточно сильным.

Стэнли Милгрэм и его «генератор тока»

И когда Милгрэм обнародовал результаты, они вызвали шок и недоверие. «Этого не может быть!» — примерно так и реагировала на них мировая общественность. Психологи предлагали свои объяснения произошедшему и обвиняли Милгрэма в ошибках и подлогах.

— Просто люди были загипнотизированы авторитетом Йельского университета! — говорили одни.

Милгрэм повторил свой эксперимент, создав для этой цели сомнительную контору на окраине города. Количество дошедших до конца стало меньше, но не значительно. Впрочем, эта версия никак не затрагивала моральный аспект эксперимента.

— Мужчины склонны к жестокости и разрушению! — заявили феминистки. — А вот женщины по своей природе больше склонны к созиданию…

Эксперимент повторили на женщинах. У «созидательниц» результат был точно таким же.

— Среди участников преобладали люди склонные к садизму!

Но и это оказалось не так. Во-первых, по поведению «учителей» было видно, что процедура им крайне неприятна. Во-вторых, когда участники сами выбирали напряжение, они останавливались максимум на 150 вольтах. А в-третьих, когда исследователь находился далеко (отдавал команды по телефону или оставлял вместо себя ассистента), то 90% участников сразу же отказывались продолжать «обучение».

— Может всему виной национальные особенности испытуемых?

Изначально Милгрэм планировал лишь «обкатать» свой эксперимент на «добрых» американцах, а потом отправиться в Германию. Он считал, что немцы более склонны к повиновению и жестокости. Об этом свидетельствовали зверства нацистского режима, в которых оказались замешены тысячи жителей страны.

Но после первых же результатов стало понятно, что никуда ехать, в общем-то, уже и не нужно.

Впрочем, позднее он все-таки провел серию экспериментов в Германии, а заодно в Италии и Испании. В этих странах все происходило точно так же, как и в Америке.

— А может все дело в той эпохе? Ведь основные эксперименты проводились в 1960 году, всего через 15 лет после самой страшной войны в истории человечества. А некоторые участники наверняка сами успели поучаствовать в боевых действиях.

В 2008 году психолог Джерри Бергер из университета Санта-Клары (США) решил повторить эксперимент. Однако он сразу же столкнулся с двумя серьезными трудностями.

Во-первых, после исследований Милгрэма научное сообщество выработало этические нормы, из-за которых повторить эксперимент в первоначальном виде было невозможно. Во-вторых, ему приходилось искать участников, которые никогда не слышали об экспериментах Милгрэма (а он сегодня очень известен).

Соблюдая все меры предосторожности и придерживаясь новых правил, Бергер все-таки смог провести исследования. Выяснилось, что XXI век так и не сделал людей лучше. Из 40 участников эксперимента 28 дошли до самого конца.

Один из вариантов эксперимента. «Учитель» прикладывает руку «ученика» к контактам.

Но скептики оказались правы в одном: кое о чем Милгрэм все-таки умолчал. Когда в наше время разбирали архивы Йельского университета, то обнаружили опросы участников эксперимента. Оказалось, что большинство «учителей» после «сеансов обучения» не испытывали никаких мук совести. Напротив: они были рады, что смогли помочь науке.

Заключение

В мае 1960 года в Буэнос-Айресе, прямо на улице, был похищен мужчина примерно пятидесяти лет. Неизвестные вкололи ему наркотик и усадили в самолет. Аргентинской полиции мужчину представили как одного из членов экипажа, которому сильно нездоровилось. И вскоре самолет благополучно покинул страну.

Похитители были членами израильской разведки «Моссад». А похищенный оказался Адольфом Эйхманом, бывшим оберштурмбанфюрером СС, который скрывался в Аргентине от правосудия. Именно он 1944 году в своем докладе Гиммлеру отчитался об уничтожении 4 миллионов евреев.

В 1962 году в Иерусалиме состоялся суд над Эйхманом. Во время процесса бывший эсэсовец выбрал очень необычную стратегию защиты. Он доказывал, что был всего лишь исполнителем, обычным винтиком государственной машины. Он говорил, что просто выполнял приказы своего руководства.

Суд над Эйхманом в Иерусалиме

И Эйхман действительно не походил ни на маньяка, ни на садиста. Он выглядел как обычный бюрократ-карьерист, которых всегда хватало в каждой стране.

Однако суд не счел эти аргументы оправданием и приговорил эсэсовца к смертной казни. В ночь с 31 мая на 1 июня Эйхман был повешен. Его тело сожгли, а пепел развеяли над морем, за пределами территориальных вод Израиля.

P.S.

Сейчас заглянул на «самый честный и объективный» ресурс интернета – в Википедию. Прочитал следующее: современные немецкие историки утверждают, что никакого подвига Йозефа Шульца не было. По их словам, ефрейтор погиб во время боевых действий, а вся эта история не более чем «коммунистическая пропаганда».

Ну да, ну да, конечно…

Источники:

Milgram, S. Behavioral Study of Obedience. Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 67. No. 4 1963.

Общественное животное. Исследования. Том 1. Под ред. Э. Аронсона. — М. 2003

Фильм «Obedience», 1965

Арендт Ханна «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме».