Звездные войны VII: Пробуждение радикального феминизма

Когда Дисней заявил, что купил права на «Звездные войны» и готовит продолжение, у всех бомбануло. Интернет полнился шуточками про Дарта Вейдера – Микки Мауса и принцессу Лею – подружку Белоснежки. Но в глубине души каждый из нас про себя держал кулачки за этот проект! А вдруг? Вдруг будет что-то крутое? Что-то, что сможет достойно продолжить серию фильмов и вдохнуть новую жизнь в эту вселенную?

Хрен там был. Но это вы могли и сами увидеть – как воочию, так и по рейтингам / отзывам. Фильм, если говорить честно, получился не ужасным, и даже не плохим. А средненьким. Нормальное такое кинцо. Но косяк в том, что когда ты выкупаешь легендарную франшизу и заявляешь о продолжении с невероятной помпой и колоссальным рекламным бюджетом, то уж будь добр – покажи качество! Тут середнячок не катит… Но эта боль – для отдельной статьи.

Основным пунктом, по которому идет общенародное обсуждение новых «Звездных войн» — это полностью содранный сюжет предыдущих частей. Смотри картинку слева.

Но уже исходя из названия этой, с позволения сказать, статьи, понятно, что автор будет ныть совсем не об этом.

Итак, начнем мы с основного компонента:

Принцесса на белом коне  или «Меня не надо спасать».

Речь, разумеется, идет о главной героине. А она в фильме просто загляденье! Сильная, уверенная в себе, самодостаточная. С первых кадров нам дают понять: ей палец в рот не клади. Она справляется с испытаниями, которые сломили бы многих – жара, голод, тяжелый труд и одиночество. Но она усердная, упорная и, повторюсь, очень сильная.

Когда в фильме появляется штурмовик-беглец, это ощущение усиливается. Для начала он видит ее конфликт с бандитами и хочет, как джентльмен, помочь даме. Вместо этого он с изумлением наблюдает, как она сама «отджентльменивает» двоих мужиков и убегает. Затем следует сцена, где они вдвоем уходят от погони. Он пытается держать ее за руку, чтобы она не отставала. Но героиня раздраженно одергивает руку с резким заявлением «Я и сама умею бегать!»… ну или что-то типа того. Суть в том, что она готова сама постоять за себя. И попытку защитить себя воспринимает агрессивно.

И вот тут я хотела бы отметить эту очень явную диснеевскую тенденцию! Если раньше все истории этой студии базировались на романтике с традиционным укладом – принц на белом коне спасает милую и добрую девушку, то теперь принцессы Диснея сами сели на белых коней. Их не надо спасать. Они сами кого хочешь спасут!

Они напористы, храбры и не стесняются применять физическую силу.

Эх, мужчины…

Храбрость и пробивная мощь главной героини оттеняют присутствующие в киноленте мужчины. Все они, как на подбор, нюни, тряпки, лохи и просто рукожопые дебилы. Главный герой – штурмовик – запутавшийся в себе, потерявшийся щенок, который из-за всего этого выглядит не очень-то брутально. Хан Соло – старик, потерявший свою семью потому, что у него не хватило сил противостоять обстоятельствам. Вместо этого, он просто сбежал, покинув свою жену горевать и справляться со всем в одиночестве. Такое ведь явно не назовешь успехом? Чубака – просто нытик и ссыкло. Одно пулевое ранение, и он превращается в комического персонажа, который требует максимум внимания и утешения. И так далее, и так продолжая.

Единственный мужчина за весь фильм, который хорош во всем и ничем не разочаровывает зрителя – это эпизодически-фоновый персонаж – пилот. Вот он молодец и умничка!

А вот штурмовики не подкачали. Они-то сделаны идиотами и рукожопами в лучших традициях «Звездных войн».

На фоне из ноющих, печально-плаксивых и запутавшихся в себе мальчиков выгодно смотрится не только главная героиня. Все Светлую сторону в фильме возглавляет женщина – принцесса Лея. Она рулит всем у повстанцев. И, видимо, чтобы не нарушать этот волшебный баланс, даже Темной стороне выдали грозную женщину более-менее высокого звания- Бабу-самовар:

Введение женских персонажей, которые исполняют разные социальные роли (а не только ноют и пассивно ожидают своего героя, покорно полагаясь на волю мужчины) – это здорово! Пропаганда равноправия и отношения к женщине как полноценному члену общества, способному выполнять различные функции – еще лучше! Но зачем перегибать? Ведь если «все бабы – молодцы, а мужики — говно», то это уже ущемление мужчин, унижение их по половому признаку. Так чем же это лучше традиционного сексизма? Ничем!

«Кайло-Кайло, скинь свои косоньки!»

Но Дисней не спешит расставаться со своими типичными принцессами! В фильме есть персонаж, который:

  • имеет конфликт с родителями;
  • основа конфликта – тяга героя к некоему другому миру, желание жить иначе;
  • повышенная эмоциональность героя и совершение им импульсивных и даже опрометчивых поступков на пути к своему предполагаемому счастью.

Узнаете?

Теперь смысловой ряд из Русалочки, Красавицы и Мулан продолжил Кайло Рен. У вас уже появилось желание биться головой о стену?

Кайло по-подростковому импульсивен, эмоционален и склонен к бунтарству. Мы видим, как он печально сидит около шлема Дарта Вейдера, полный тоски и переживаний, что не сможет оправдать чужих надежд. Мы видим, как дрожат губы и глаза наполняются слезами в миг, когда он принимает решение убить отца, чтобы доказать себе, что он выбрал верный путь.   По сути, Кайло – это светлая и добрая душа, заточенная в башне из сомнений и лжи. И к нему скачет принцесса на белом коне. Смекаете, к чему это я?

Усилим полученный результат кадром, переполненным сексуальным напряжением:

На самом деле, все выглядит так, будто в конце главная героиня, силой своей доброты и любви выведет Кайло из тьмы. И тут два варианта. Первый – они экономят на сценаристе, и тогда Кайло повторяет судьбу Вейдера – трагически погибает, спасая любимую/друзей/детей/корзинку с пушистыми котятами, показывая, что он все-таки за добро. Второй – на радость фанаточкам, немного помявшись в любовном треугольнике с беглым чернокожим штурмовиком (которого, скорее всего, убьют), они с Рэй обретут общее счастье. И в конце фильма она, надев свой сияющее-синий страпон, войдет в него с «темной стороны».

«А что там насчет массовых расстрелов?»

..резонно спросите вы. Как человек, отдавший приказ перерубить в капусту хренову тучу людей, в конце оказывается невинным агнцем, заслуживающим сочувствия и счастья?

А теперь давайте вспомним момент, когда он впервые снял маску. Помните это чувство? До этого перед вами маячил крутой, брутальный и, несомненно, очень стильный злодей –

Мгновенье. Невесомый жест, снимающий маску… И перед вами он: кудрявый юноша с напуганными и печальными темными глазами. Уверена, что и актера такого подбирали специально – долговязого, лопоухого и в целом довольно несуразного, чтобы подростки, остро переживающие свое физическое несовершенство, отождествляли себя с ним и больше ему сопереживали.

Так вот, если я верно поняла режиссерский замысел, то этот контраст сделан очень намеренно, чтобы в нашей голове этот персонаж делился надвое. Один Кайло – злой и брутальный. Второй – непорочная душа и миленький заинька.

К тому же вся Темная сторона сделана максимально ненатурально. Это эфемерное сказочное зло, которое особо-то не хочется ненавидеть.

Что показали они:


Что увидела я:

И что это за тяга к дешевым пародиям на фашистов?

Черная длань Диснея.

То, что вышло на экраны, нельзя назвать продолжением «Звездных войн». Это можно  назвать перезапуском франшизы. И я объясню, почему.

Этот фильм неплох и даже в перспективе более-менее интересен. Но он не имеет никакого отношения к старым фанатам “Звездных войн”. Он делался не для них и на них не рассчитан никак! Его по всем признаком (нытью, самокопанию, издомаубеганию) делали для подростков. Предельно простой сюжет, максимально простые персонажи с понятными мотивами свидетельствуют о том же.

И, суммируя вообще все, что было написано, этот фильм сделан для подростков… барабанная дробь… девочек! По всем статьям девчачий фильм! Бабы рулят. Мужики – отстой!  Ну и, конечно, плохой мальчик с очень чутким сердцем и черными кудряшками, которые треплет холодный ветер… При наличии беглого штурмовика, который норовит то защитить, то прикрыть главную героиню, вырисовывается очень четкий любовный треугольник. Осталось только добавить вампиров и оборотней.

Дисней давно взялся месить тему полового неравенства в своих продуктах. Он потихоньку укреплял положение независимой и пробивной женщины, действующей наравне с мужчиной. Но где-то его периодически коротит, и вместо гармоничного равноправия начинается радикально-феминистический холивар! Так было с Малифисентой, главная мысль которой в том, что все мужики – подлые предатели, от которых нельзя ждать ничего хорошего. Так было с “Алисой в стране чудес”, где эта же мысль высказана на уровне Королевы червей, а сама Алиса вообще начинает сюжет с того, что сбегает от какого-то там ухажера. И насколько было уместно перетаскивать эту войну полов в изначально преимущественно мальчишеский фильм?

Для особо суровых размышлений на тему того, как сильно изменились времена, напоследок прикладываю сексистскую картиночку из всеми нами любимого лампового фильма:

P.S. А ведь Рэй с ее уровнем суровости, наверное, отхреначила бы Джаббу ногами за такое, и сама бы сбежала.

  • http://maidenov.livejournal.com/ maidenov

    Классный обзор! Напишите про «Изгой один» пожалуйста.

    • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1802152003438073/ Ursula Minor

      Большое спасибо, приятно знать, что кому-то понравились мои размышления на счет этого кино)) Обзор на Изгой на Хрене тоже есть — https://xren.su/outcast-one/ Правда, его автор не я. Обзор этот очень хороший и по делу! Или у Вас есть какие-то конкретные предложения, какая-то тема внутри этого фильма, которую Вы хотите раскрыть?

  • Anon

    На IMDB у этого «средненького» фильма рейтинг 8,1 — это выше, чем у всех трёх лукасовских новоделок. «Содранный с прошлых частей» сюжет фанаты восприняли как «возвращение к истокам». Кроме того, чёртовы плебеи опять не разглядели угрозу радикального феминизма и фильм полюбили. И как вот их таких спасать, а?

    • http://red-sovet.su lenin-kerrigan
    • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1802152003438073/ Ursula Minor

      Вы меня своим комментом прям в тупик поставили! Сколько после выхода этой части я ни общалась с фанатами ЗВ, все (вот буквально все до единого) критиковали это кино. Да, в разной степени тяжести. Но ни о каком «возвращении к истокам» речи не идет! Первый раз столкнулась с таким мнением. Картина это очень и очень средняя, а баллы она набирает потому, что среднее от Лукаса и Диснея всегда лучше самого лучшего от некоторых других порождений киноиндустрии (в частности, отечественной).