Так не говорил Заратустра: часть I

Так не говорил Заратустра: часть I

Для многих наших современников Заратустра — это всего лишь персонаж книги Фридриха Ницше «Also sprach Zarathustra». Именно его устами немецкий философ предостерегает людей от сострадания, призывает «толкать то, что падает» и «разбивать старые скрижали».

Если бы настоящий Заратустра, живший примерно 2,5 тысячи лет назад, прочитал этот трактат, то наверняка бы опешил от такой клеветы в свой адрес. Он отнюдь не был ни имморалистом, ни уж тем более сторонником социального дарвинизма. Что же на самом деле говорил Заратустра и чему он учил людей? Давайте разберемся.

Жизнь Заратустры

Философ и пророк Заратустра — личность легендарная, а потому трудно сказать, существовал ли он на самом деле. Но по самой популярной версии он жил на территории Ирана за 258 лет до Александра Македонского, то есть в VII веке до нашей эры. Некоторые отодвигают это время на I тысячелетие до нашей эры, а иногда и на более ранний период (вплоть до 1700 года д. н. э.).

Спитама Заратустра

По поводу родины Заратустры опять же существуют разные теории. Кроме Ирана, исследователи называют Афганистан и Азербайджан, а «особо креативные» — даже Аркаим, о котором мы уже писали.

С биографией пророка у историков тоже все сложно, поэтому нам придется поверить зороастрийцам на слово и придерживаться их версии.

Легенда гласит, что родителей Заратустры звали Поурушаспа и Дугдова. С самого рождения жизнь Спитамы Заратустры (Спитама — это родовое имя, вроде нашей фамилии) сопровождалась множеством чудес. Еще ребенком он демонстрировал великую мудрость и праведность, из-за чего его люто возненавидели дэвы (персидские демоны) и языческие жрецы.

Когда же Заратустре исполнилось тридцать лет, он получил откровение от бога-творца Ахура Мазды и с энтузиазмом начал проповедовать новую религию. Однако в самом начале пророка отовсюду прогоняли, а его проповеди так никого и не убедили. В результате за первые годы миссионерства он смог обратить в новую веру лишь одного человека — своего двоюродного брата.

Заратустра и царь Виштаспа

Но однажды удача ему улыбнулась. Он произвел настолько сильное впечатление на царя Виштаспу, что тот принял учение Заратустры и сделал его официальной религией своей страны. Что это был за царь, и что это была за страна — опять же неизвестно. Но можно предположить, что в легенде речь идет о персидском царе Гистаспе — отце Дария I.

Погиб Заратустра в возрасте 77 лет. Когда пророк молился в храме, его ударил ножом в спину один из языческих жрецов. С приходом новой религии они потеряли былую власть и не могли Заратустре этого простить.

Зороастризм в древности

Заратустра умер, но его учение продолжало победоносное шествие по странам Востока. Прежде всего, оно распространилось среди древних индоиранских племен — ариев (вопреки всяким расовым теориям они отнюдь не были голубоглазыми блондинами).

Зороастризм стал официальной религией первой Персидской империи (империи Ахеменидов), которая существовала в VI—IV веках до нашей эры. А значит, зороастрийцами были и Дарий I, и Ксеркс (тот самый мужик в пирсинге из «300 спартанцев») и все последующие правители древней Персии.

Так выглядел зороастриец Ксеркс по версии Голливуда

После того как империю Ахеменидов разгромил Александр Македонский, зороастризм выходил на мировую арену еще два раза. Он был религией Парфянского царства (250 год до н. э. — 227 год), а позже — империи Сасанидов, которая просуществовала вплоть до 652 года.

Под властью этих держав в их лучшие годы была внушительная часть Азии, северо-восточной Африки и даже Европы. Благодаря этому, зороастризм оставил свой след не только в Персии, но и в Афганистане, Египте, Армении, Греции, Турции и во многих других странах.

Во что верили зороастрийцы?

Основы учения Заратустры изложены в Авесте — священной книге всех зороастрийцев. Она представляет собой сборник всевозможных молитв, гимнов и наставлений, написанных в разные века.

Чтение Авесты

При этом самые ранние из текстов очень схожи по языку и сюжетам с индийской Ригведой, а потому некоторые исследователи оценивают возраст Авесты в три тысячи лет. По всей видимости, создатели обеих книг творчески переосмыслили какие-то более древние верования ариев.

На того, кто впервые сталкивается с зороастризмом, тут же обрушивается целый поток незнакомых слов и понятий. Но если не заморачиваться с терминологией, то люди, хоть немного знакомые с христианством, найдут у этих религий много общего.

Например, в роли единого Бога-Творца в зороастризме выступает Ахура Мазда (переводится примерно как «Владыка Мудрый»). Так же как Иегова, он считается благим и всемогущим. Кстати, сами себя последователи Заратустры называют маздаяснийцами, то есть служителями Мазды.

Вместо Сатаны и бесов, зороастрийцам досаждают Ариман (он же Ангра-Майнью) и его дэвы. Но в отличие от христианства, в зороастризме зло существует изначально как естественный антагонист добра. Впрочем, добро в итоге должно-таки победить зло, а Ариман и его воинство будут повержены.

Поединок Ахура Мазды и Аримана

Есть у зороастрийцев и посмертное воздаяние. После смерти каждый человек должен пройти по специальному мосту, где будут взвешены его мысли, слова и дела. Если зло в человеке перевесит, то его душа попадает в ад (Дузах), а если перевесит добро — то в рай (Бехешт). Если же чаши весов окажутся в равновесии, то душа отправится в Мисван-гату («место смешанных»), которое по своему унылому антуражу очень напоминает Лимб из поэмы Данте.

Но на этом злоключения усопших не заканчиваются, ибо в конце времен их ждет еще и Страшный Суд. Каждый, кто когда-либо жил на Земле, снова получит телесное воплощение и должен будет перейти через реку расплавленного металла. Грешники в этой реке погибнут, а праведникам она покажется парным молоком. Во время Страшного Суда будет уничтожен Ариман и все темные силы.

Также у маздаяснийцев есть и свои ангелы, которые называются язатами, т.е. «достойными почитания». Среди них особое место занимают шесть Амэша-Спэнта («бессмертных святых»), которые покровительствуют различным благим деяниям и являются эманациями Ахура Мазды. Кстати, именно из-за язатов христианские и исламские проповедники, особо не вникая, объявляют зороастрийцев «проклятыми язычниками».

Царь Кир в облике язаты

А напоследок «вишенка на торт»: у зороастрийцев тоже есть учение о грядущих мессиях, которых ожидается сразу трое. Это «избранные» Ахуро Маздой люди, которых называют Спасителями мира (саошьянта). Их задача — восстанавливать учение Заратустры, возвещать истину и поднимать людей на битву со злом.

Нравственность у зороастрийцев

Теперь самое интересное. Если в устройстве «зороастрийской вселенной» разобраться относительно легко, то нравственные основы этой религии обычно вызывают у европейцев недоумение. Люди, с рождения невольно привыкшие к авраамическим религиям (иудаизму, христианству и исламу), часто испытывают легкий шок от столкновения с древней и явно чужой для них культурой.

В авраамических учениях вся мораль крутится вокруг принципов единобожия и общественных отношений. У зороастрийцев же она основана на двух ключевых понятиях — аша и друдж, которые можно перевести как «благодать» и «скверна». Аша включает в себя все хорошее — добро, истину, жизнь, чистоту, гармонию. Друдж, в свою очередь, это зло, ложь, смерть, болезнь, грязь, гниение и прочая гадость, которая портит творения Ахура Мазды.

Чтобы преумножать ашу и побеждать друдж, истинный зороастриец должен строго соблюдать ритуальную чистоту и избегать грязи. Он обязан содержать в чистоте свое тело, придерживаться правил гигиены во время приготовления пищи, оберегать от загрязнения землю и источники воды.

Эти принципы были огромным шагом вперед для своей эпохи, поскольку защищали древних персов от заразы и эпидемий. Увы, но в более поздних религиях такого внимания чистоте уже не уделяли. Невольно вспоминается венгерский врач Земмельвейс, который в XIX веке (!) так и не смог убедить акушеров мыть руки.

Огромным грехом у маздаяснийцев было осквернение стихий (земли, воды и огня), что очень сильно повлияло на их погребальные обряды. Как только человек умирал, к нему начинали относиться как к чему-то очень заразному. Им занимались лишь профессиональные могильщики, да и те соблюдали при этом кучу ритуалов.

Башня молчания в Индии

Мертвых не хоронили, чтобы не осквернять почву. Их укладывали в специальные «Башни молчания», где хищные птицы и жаркое персидское солнце быстро превращало их в скелеты. И только уже сухие и очищенные кости предавали земле, где они и дожидались Судного дня.

Похоронная процессия в Башне молчания

Впрочем, в современном Иране зороастрийцам запретили пользоваться «Башнями молчания». Сейчас они хоронят усопших в специальных бетонных саркофагах, которые тоже не допускают контакта с почвой.

Естественно, что из-за страха перед заразой у зороастрийцев появились ритуалы очищения на все случаи жизни. Самый сложный из них назывался «Очищение девяти ночей». Во время этого ритуала человек проводил в полном уединении девять суток, постоянно совершая омовения и молитвы.

Но самым-самым страшным грехом, который даже не подлежит искуплению, у зороастрийцев считается «кунмарз». Этим словом обозначались все половые извращения, то есть любой секс, который не приводил к продолжению рода. В частности в одном из трактатов Авесты сказано:

Создатель живых творений плотских, Праведный, кто по своей воле предастся мужеложству, каково ему наказание?
И сказал Ахура Мазда: «Нет ему наказания, нет ему искупления, нет ему очищения от этого неискупимого деяния во веки веков».

Согласно преданию, именно с помощью «кунмарза» Ариман и произвел на свет дэвов. Для этого он… хм… оплодотворил сам себя ректально, попутно положив начало современному художественному перформансу.

Что же касается отношений между людьми, то здесь зороастризм мало чем отличается от авраамических религий. В Авесте есть даже свое «Золотое правило», которое звучит так:

Желанное тому, кому желанно (желанное) для каждого,
Вольновластвующий Мазда Ахура подаст.
(Ясна 43 — 1)

Однако зороастрийцы терпеть не могут крайности, поэтому часто заповеди у них соблюдаются с различными оговорками. Например, убивать людей, конечно же, нельзя, но для защиты себя или своей страны убивать можно. Пьянство порицается, но пивасик с друзьями — это святое в умеренном употреблении нет ничего плохого. Аборты запрещены, но и они допускаются, если существует угроза для жизни матери.

Продолжение следует

Завтра во второй части «Так не говорил Заратустра» мы расскажем вам еще больше интересных фактов об этой загадочной религии: каковы главные символы зороастризма, почему этот почитаемый культ пришел в упадок, каково его положение на сегодняшний день и как Заратустра повлиял на другие религии.

 

Источники:

Бойс М., Зороастрийцы: Верования и обычаи. (пер. с англ. И. М. Стеблин-Каменского), М., «Наука» 1988 г.

Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. — М.: Мысль, 1974

Е.А. Дорошенко. Зороастрийцы в Иране – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982

http://blagoverie.org

http://blagoverie.org/tradition/life_zar/index.phtml

http://blagoverie.org/avesta/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите капчу *